УЭЛЛС (WELLS), Г(ерберт) Дж(ордж) (1866-1946).
Выдающийся англ. прозаик, драматург и соц. мыслитель, основоположник (вместе с Ж.Верном ) совр. НФ; классик лит-ры 20 в. Род. в Бромли (гр. Кент), после окончания школы работал подмастерьем в мануфактурной лавке, химиком-лаборантом; окончил Нормальную науч. школу (ныне - Имперский колледж науки и технологии) с дипломом биолога, преподавал в ряде школ и колледжей; почетный д-р биологии Лондонского ун-та и почетный проф. Имперского колледжа. С 1893 г. - професс. писатель и театр. критик. Первая публикация - эссе "Новое открытие уникального" (1893). В 1903 г. примкнул к Фабианскому об-ву - организации социалистов, объединявшей либеральную интеллигенцию; дважды выдвигался канд. в чл. Парламента от Лондонского ун-та - оба раза неудачно; приобрел европ. известность активной поддержкой движения пацифистов. Много путешествовал, одним из первых зап. деятелей культуры посетил СССР в 1920 г.; в 1924-33 гг. большую часть времени жил во Франции. Обстоятельства жизни описаны в "Опыте автобиографии: открытия и размышления весьма ординарного мозга (с 1866 года)" [Experiment in Autobiography: Discoveries and Conclusions of a Very Ordinary Brain (since 1866)] (1934).
Тв-во У. легко делится на два осн. периода. В 1895-1905 гг. им были созданы все гл. произв., кардинально преобразившие существовавшую до того НФ лит-ру; он "стал для НФ тем, чем Эйнштейн - для совр. науки, и Пикассо - для совр. искусства" (У.Уэйгар). Оставшиеся четыре десятилетия прошли для писателя в поисках: относительный успех в "лит-ре осн. потока" (mainstream) оттеняется бурной, но в целом малоуспешной общественной деятельностью (пацифизм, идеи Всемирного гос-ва, увлечение "интеллигентским" социализмом, попытки посредничать между европ. лидерами с целью предотвратить мировую войну). Как писателю, У. удалось сделать решающий по сравнению с предшественниками (в частности, Ж.Верном) шаг от НФ как лит-ры популяризаторской, в основе к-рой лежит чудесное изобретение и открытие, к лит-ре филос., пронизанной духом соц. изменений и исследующей их влияние на личность и об-во. Сам У. не использовал термин science fiction, называя свои книги "науч. романами" (scientific romances). В них он пророчески предвосхитил 20-й в., показав двойственный облик тех. прогресса и колоссальные соц. потрясения; последние не замедлили произойти на самом деле, подтвердив правильность предвидений писателя, и даже отвергнутые веком соц. проекты У. отвергнуты были в значительной мере благодаря общественному вниманию, к-рое он к ним привлек.
Успех и быструю славу У. принесли уже первые опубл. р-зы; вместе с более поздними они составили сб. - "Похищенная бацилла и другие инциденты" [The Stolen Bacillus, and Other Incidents] (1895), "История с Платтнером" [The Plattner Story] (1897), "Тридцать странных рассказов" [Thirty Strange Stories] (1897), "Рассказы о пространстве и времени" [Tales of Space and Time] (1899), "Двенадцать рассказов и сон" [Twelve Stories and a Dream] (1903), "Страна слепых" [The Country of the Blind] (1911), "Дверь в стене" [The Door in the Wall] (1911), "Рассказы Герберта Уэллса" [The Short Stories of H.G. Wells] (1927), "28 научно-фантастических рассказов" [28 Science Fiction Stories] (1952), "Герберт Уэллс: ранние научные и научно-фантастические сочинения" [H.G.Wells: Early Writings in Science and Science Fiction] (1975 - под ред. Р.Филмуса и Дэвида Хьюза).
Глубокие познания в биологии и теории эволюции, приобретенные в ун-те под рук-вом знаменитого родственника О.Хаксли - видного эволюциониста Томаса Хаксли (Гексли) - позволили У. рано нащупать одно из магистральных направлений своего тв-ва. Долгосрочные перспективы человека как биол. вида и как продукта социума, загадки медицины и эволюции составили сюжеты р-зов: "В обсерватории Аву" (1894; рус. 1964), "Цветение странной орхидеи" (1894; рус. 1912 - "Необычная орхидея"), "Царство муравьев" (1905; рус. 1925), "Похищенная бацилла" (1894; рус. 1909), "Остров Эпиорниса" (1894; рус. 1903), "Долина пауков" (1903) (см. Зоология фантастическая); неразгаданным тайнам океана посвящены р-зы - "Морские пираты" (1897; рус. 1964) и "В бездне" (1896; рус. 1925); "Рассказ о каменном веке" (1897; рус. 1905 - "50 тысяч лет назад: рассказ из каменного века"; др. - "В каменном веке") представляет собой пионерскую разработку темы антропологии в НФ (см. Первые люди). Более традиционны р-зы об удивительных изобретениях и открытиях - "Человек, который делал алмазы" (1898; рус. 1964) (см. Экономика) и "Новейший ускоритель" (1901; рус. 1925); интерес также представляют "Сон об Армагеддоне" (1901) и "Земные броненосцы" (1903), содержащие точное предвидение будущих войн и систем оружия (во втором р-зе это - танки, описанные за десятилетие до их изобретения). Начавшийся предельно пессимистично крупномасштабный прогноз в р-зе "Звезда" (1897; рус. 1903) - глобальная катастрофа, ставящая под вопрос выживание человечества - неожиданно оборачивается утопией (см. Астрономия и астрофизика, Оптимизм и песимизм).
На др. конце спектра стоят фантаст. притчи, к-рые условно можно отнести к фэнтези - "Удивительный случай с глазами Дэвидсона" (1895; рус. 1945 - "Замечательный случай с глазами Дэвидсона") и "История Платтнера" (1896; рус. 1912) (см. Мистицизм и оккультизм, Экстрасенсорное восприятие); обнаруженная в затерянном мире "Страна слепых" (1904; рус. 1918) - прозрачная аллегория на догматиков, лишенных воображения и "духовного зрения"; тема бессмертия затронута в "Истории покойного мистера Элвешема" (1896; рус. 1964). Ряд классических р-зов У. представляет собой филос. сказку с легко прочитываемой моралью: "Дверь в стене" (1911; рус. 1918; др. - "Калитка в стене") (см. Иные измерения, Параллельные миры), "Хрустальное яйцо" (1897; рус. 1903) (см. Марс), "Человек, который умел творить чудеса" (1898; рус. 1964; др. - "Чудотворец"), "Правда о Пайкрафте" (1902; рус. 1964), "Волшебная лавка" (1902; рус. 1909), "Мистер Скелмерсдейл в Стране Фей" (1902; рус. 1964). Атеист и последовательный противник псевдонаучных культов (в частности, модных в его время спиритизма, "астральных" теорий и т.п.), У. сатирически обыграл подобные мотивы в р-зах - "Неопытное привидение" (1903; рус. 1964), "Под ножом" (1896; рус. 1964); достаточно вольное толкование библейских сюжетов дано в "Филмере" (1901; рус. 1964) и "Видении Страшного суда" (1905; рус. 1964) (см. Религия). К НФ и фэнтези относятся также р-зы: "Бог динамо" (1894; рус. 1923), "Искушение Хэррингея" (1895; рус. 1964), "Яблоко" (1896).
Серия ранних - и лучших - романов У. подтвердила его устойчивый интерес к проблемам биологии и эволюции. Первая книга - "Машина времени: изобретение" [The Time Machine; An Invention] (1888 - "Аргонавты Хроноса"; 1895; рус. 1901 - "Машина времени"); экранизирована (см. "Машина времени") - произвела сенсацию, став совр. классикой и положив нач. бурной коммерческой эксплуатации темы путешествий во времени. Герой, построивший машину времени, отправляется сначала в далекое будущее, когда в результате все усиливавшегося соц. расслоения человеческое об-во окончательно разделилось на два биол. вида: живущих в утопии на поверхности планеты праздных и инфантильных элоев, чье существование заполнено лишь играми и развлечениями (см. Пастораль, Секс и эротика, Спорт и досуг), и охотящихся на них по ночам звероподобных морлоков - обитателей подземного мира (см. Чудовища). След. путешествие - к концу времен - подтверждает самые мрачные предчувствия героя: у такой цивилизации будущего нет, разумная жизнь на Земле погибла окончательно. По силе худож. воздействия сцены "заката" человечества не имеют себе равных в мировой НФ (см. Оптимизм и. пессимизм, Последний человек. на Земле). В "Острове доктора Моро" [The Island of Dr.Moreau] (1896; рус. 1904) и "Человеке-невидимке: гротескном романе" [The Invisible Man; A Grotesque Romance] (1897; рус. 1901 - "Невидимка", "Человек-невидимка") фантазия У. концентрируется на опасностях экспериментов по "исправлению" эволюции в современности: герои обеих книг - безумные ученые, решившие, в первом случае, хирургическим путем "очеловечивать" диких зверей (см. Зоология фантастическая), а во втором - достичь неограниченной власти с помощью "невидимости" (см. Человек-невидимка); и тот и др. пали жертвами собственных экспериментов, однако во втором случае симпатии автора частично на стороне не понятого и затравленного толпой гения-одиночки (см. Медицина). Оба романа неоднократно экранизировались (см. "Остров погибших душ", "Остров доктора Моро", "Человек-невидимка").
Проблемам эволюции, только на сей раз рассматриваемой в космич. перспективе, посвящен др. классический роман У. - "Война миров" [The War of the Worlds] (1898; рус. 1898); также экранизирован (см. "Война миров"). История вторжения на Землю бесчувственных и агрессивных "живых мозгов" с Марса необходима писателю, чтобы, с одной стороны, вновь поставить вопрос: куда может завести однобокая (охватывающая только сферу холодного разума и игнорирующая человечность) эволюция, а с др. - впечатляюще развернуть панораму человеческих характеров и их реакций (от "партизанского" сопротивления до трусливого коллаборационизма) на угрозу уничтожения и порабощения. Последнее качество романа сделало его одним из самых ярких предвидений надвигавшейся мировой войны и неоднократно подталкивало более поздних авторов НФ к продолжению и развитию темы - обычно с привлечением более актуального материала (см. К.Прист , А. и Б.Стругацкие). Герои еще одного "космич." романа - "Первые люди на Луне" [The First Men in the Moon] (1901; рус. 1901); экранизирован (см. "Первые люди на Луне"); - отправляются на Луну в капсуле, построенной из антигравитационного вещества "кейворита", и встречают там аналогичный венец соц. и биол. эволюции - жестко организованное, сверхрациональное и бездушное об-во селенитов со всеми отличительными свойствами еще не открытой в НФ антиутопии (см. Гравитация, Коллективный разум, Космические полеты). Два оставшихся романа раннего периода тв-ва У. значительно уступают упомянутым: в "Чудесном посещении" [The Wonderful Visit] (1895; рус. 1915) посетивший англ. деревушку ангел сталкивается со всеми отрицательными сторонами жизни викторианской Англии (см. Боги и демоны, Религия); нелегко складываются отношения с совр.. автору миром и для русалки - героини романа "Женщина моря: ткань лунного света" [The Sea Lady: A Tissue of Moonshine] (1902; рус. 1925 - "Морская дева") (см. Мифология в НФ, Океан).
Начиная с романа "Когда Спящий проснется" [When the Sleeper Wakes] (1899; др. - "Спящий просыпается" [The Sleeper Awakes]; рус. 1900; др. - "Сон и пробуждение мистера Грагама", "После дождичка в четверг"), для У. наступает период поисков позитивных вариантов будущего, и научный фантаст уступает место утописту. Герой романа, проспав в анабиозе, попадает в тоталитарный мир, управляемый элитой технократов; оказавшись волею случая мессией и фактическим правителем этого мира, он поднимает массы на восстание и ценой собственной жизни приводит его к победоносному завершению (см. Политика). Более удачным оказывается эксперимент с технократическим социализмом в страдающих "родовыми" недостатками всякой утопии (дидактичность и лекционная описательность, отсутствие жизненно убедительных характеров) романах - "Современная утопия" [A Modern Utopia] (1905; рус. 1906) и "Люди как боги" [Men Like Gods] (1923; рус. 1923). Камерным - по сравнению с предыдущими - выглядит роман о сверхчеловеках "Пища богов, и как это произошло на Земле" [The Food of Gods and How It Came to Earth] (1904; рус. 1904 - "Пища богов"; экранизирован (1976)). Семь ранних НФ романов У. вышли под одной обложкой в одном сб. - "Научно-фантастические романы Г.Уэллса" [The Scientific Romances of H.G.Wells] (1933).
По мере приближения первой мировой войны, предчувствие к-рой не покидало писателя все 1900-е гг., в его романах, наряду с прежними утопическими мотивами, чаще звучит тема "очистительной" глобальной катастрофы (природной или вызванной самими людьми), через к-рую должно пройти человечество на пути к утопии. Роман "В дни кометы" [In the Days of the Comet] (1906; рус. 1909) описывает достаточно мирный Апокалипсис (прохождение Земли через хвост кометы), изменивший саму природу людей (см. Мутанты); аналогичный сюжет присутствует в одном из последних романов У., "Звездное рождение: биологическая фантазия" [Star-Begotten: a Biological Fantasia] (1937), во мн. созвучном романам большого поклонника У., О.Стэплдона : на сей раз марсиане бомбардируют Землю мутагенным оружием, в результате чего человечество как вид значительно "улучшается" (см. Марс, "Прогрессорство"). Зато в романах-сценариях будущих войн - "Война в воздухе, и Особенно о том, как пережил это время мистер Берт Смоллуэйз" [The War in the Air, and Particularly How Mr.Bert Smallways Fared while It Lasted] (1908; рус. 1909 - "Война в воздухе"; др. - "Война против войны (Меч мира)") и "Мир будет свободным: история человечества" [The World Set Free: a Story of Mankind] (1914; рус. 1914 - "Освобожденный мир") - плата за достижение утопического мира представляется чрезмерной. Второй роман - одно из первых в мировой лит-ре детальных и худож. убедительных описаний ядерной войны; в этом аспекте дата публикации романа смотрится как горький символ.
Растущие в промежутке между двумя войнами пессимизм и разочарование У. в идее построения Всемирного гос-ва, рост тоталитаризма в Европе (в частности, в Германии и СССР, к-рые он посетил в преддверии второй мировой войны, безуспешно пытаясь остановить их лидеров) не могли не сказаться на тв-ве писателя (см. Оптимизм и пессимизм). Его романы последнего периода, в осн., сводятся к самоповторам и публицистическим "лекциям", безвозвратно потерявшим свежесть и одухотворенность ранних книг. У. беспощадно критикует фашизм в остросатирическом романе "Самовластье мистера Парэма" [The Autocracy of Mr. Parham] (1930; рус. 1931) (см. Антифашистская НФ), но находит внутренние (хотя и противоречивые) оправдания тоталитаризму в также обличительном "Святом терроре" [The Holy Terror] (1937); психол. портрет героя романа, революционера, ставшего диктатором - списан со Сталина (с добавлением черт Гитлера, Франко и Муссолини) (см. Политика). Последней значительной утопией У. стал роман "Облик грядущего: окончательное решение" [The Shape of Things to Come; the Ultimate Solution] (1933; рус. 1937), чему в немалой степени способствовала успешная экранизация, сделанная по сценарию автора (см. "Облик грядущего"); позже У. переиздал сценарий под кратким названием "Облик грядущего" [Things to Come] (1935).
К поздним романам У. также относятся: "Игрок в крокет: рассказ" [The Croquet Player: a Story] (1936; рус. 1938 - "Игрок в крокет"), в к-ром слышны отголоски ранних эволюционных фантазий писателя (см. Эволюция); сатира на совр. об-во - "Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь" [Mr.Blettsworthy on Rampole Island] (1928; рус. 1929), герой к-рой, попав в результате кораблекрушения к дикарям, только в финале обнаруживает, что все его безуспешные попытки привить туземцам зачатки здравого смысла и цивилизованности абсурдны, ибо за "дикарей" бредивший миссионер принял жителей Нью-Йорка (см. Сатирическая НФ); скучное переписывание "Чудесного посещения" - "Посещение в Кэмфорде" [The Camford Visitation] (1937); два романа, вольно трактующих библейские сюжеты, - "Огонь неугасимый" [The Undying Fire] (1919; рус. 1922 - "Неугасимый огонь") и "Все на борту, плывем к Арарату" [All Aboard for Ararat] (1941); фантазия "Сон" [The Dream] (1924; рус. 1930).
Большинство НФ произв. У. в рус. переводах включено в Собр. соч. в 15-и тт. (1964). Велико и разнообразно филос.-публицистическое наследие У., представляющее интерес независимо от степени точности и удачности (в историч. перспективе) его предсказаний. Он автор мн. пионерских работ по футурологии и истории цивилизации, начатых сб. cтатей - "Предвидение относительно воздействия технического и гуманитарного прогресса на человеческую жизнь и развитие мысли" [Anticipations of the Reaction of Mechanical and Human Progress upon Human Life and Thought] (1901). Из др. книг на аналогичные темы выделяются: "Очерки истории" [The Outline of History] (1920), "Спасение цивилизации" [The Salvaging of Civilization] (1921), "Путь, по которому движется мир: отгадки и догадки относительно мира будущего" [The Way the World Is Going: Guesses and Forecasts of the World Ahead] (1928), "Открытый заговор: чертежи мировой революции" [The Open Conspiracy: Blue Prints for a World Revolution] (1928), "Наука жизни" [The Science of Life] (1930 - с Джулианом Хаксли и Д.П.Уэллсом), "Работа, богатство и счастье человечества" [The Work, Wealth and Happiness of Mankind] (1931), "Всемирный мозг" [World Brain] (1938), "Судьба Homo sapiens" [The Fate of Homo Sapiens] (1939), "Феникс" [Phoenix] (1942), "Завоевание времени" [The Conquest of Time] (1942), "Счастливый поворот: сон о жизни" [The Happy Turning: a Dream of Life] (1945), "Разум у своего предела" [Mind at the End of its Tether] (1945).
Вл.Г.
Лит.:
Van Wyck Brooks "The World of H.G.Wells" (1915).
Geoffrey West "H.G.Wells" (1930).
Norman Nicholson "H.G.Wells"(1950).
Vincent Brome "H.G.Wells: A Biography"(1951).
Montgomery Belgion "H.G.Wells" (1953).
Bernard Bergonzi "The Early H.G.Wells: A Study of the Scientific Romances"(1961).
Warren W.Wagar "H.G.Wells and the World State"(1961).
F.K.Chaplin "H.G.Wells: An Outline" (1961).
Ingvald Raknem "H.G.Wells and His Critics"(1962).
Mark R.Hillegas "The Future as Nightmare: H.G.Wells and the Anti-Utopians" (1967).
Richard Hauer Costa "H.G.Wells" (1967; rev.1985).
Lovat Dickson "H.G.Wells: His Turbulent Life and Times" (1969).
Patrick Parrinder "H.G. Wells" (1970; rev.1977).
"H.G.Wells: The Critical Heritage" (ed. by Patrick Parrinder) (1972).
Alfred Borrello "H.G.Wells: Author in Agony" (1972).
Norman & Jeanne Mackenzie "The Time Traveller: The Life of H.G. Wells" (1973; др. - "H.G.Wells: A Biography").
Jack Williamson "H.G.Wells: Critic of Progress" (1973).
Gordon N.Ray "H.G.Wells and Rebecca West"(1974).
Stephen Gill "The Scentific Romances of H.G.Wells" (1975).
"H.G.Wells: A Collection of Critical Essays" (ed. by Bernard Bergonzi) (1976).
Robert Bloom "Anatomies of Egotism: A Reading of the Last Novels of H.G. Wells" (1977).
"H.G.Wells and Modern Science Fiction" (ed. by Darko Suvin & Robert M.Philmus) (1977).
Frank Wells "H.G.Wells: A Pictorial Biography" (1977).
"The H.G.Wells Scrapbook" (ed. by Peter Haining) (1978).
John R.Hammond "An H.G.Wells Companion" (1979).
Brian Ash "Who's Who in H.G. Wells" (1979).
Roslynn D.Haynes "H.G.Wells: Discoverer of the Future: The Influence of Science on His Thought" (1980).
"H.G. Wells: Interviews and Recollections" (ed. by John R.Hammond) (1980).
P.H.Niles "The Science Fiction of H.G.Wells: A Concise Guide" (1980).
Frank McConnell "The Science Fiction of H. G.Wells" (1980).
Peter Kemp "H.G.Wells and the Culmina ting Ape: Biological Themes and Imaginative Obsessions"(1982).
John Huntington "The Logic of Fantasy: H.G.Wells and Science Fiction" (1982).
John R. Reed "The Natural History of H.G. Wells" (1982).
Keith Ferrell "H.G.Wells: First Citizen of the Future" (1983).
Anthony West "H.G.Wells: Aspects of a Life" (1984).
John Batchelor "H.G.Wells" (1985).
Robert Crossley "H. G.Wells"(1986).
Leon Stover "The Prophetic Soul: A Reading of H.G.Wells's "Things to Come"(1987).
Michael Draper "H.G.Wells" (1987).
"H.G.Wells Under Revision: Proceedings of the International H.G.Wells Symposium" (ed. by Patrick Parinder & Christopher Rolfe) (1990).
Е.Замятин "Герберт Уэллс" (1922).
А.С.Ромм "Герберт Уэллс" (1959).
Ю.И.Кагарлицкий "Герберт Уэллс. Очерк жизни и творчества" 1963).
Ю.И.Кагарлицкий "Вглядываясь в грядущее. Книга о Герберте Уэллсе" (1989) А.Любимова "Проблематика и поэтика романа Г.Уэллса 1900-1904-х годов" (1990).
Дополнительные материалы
Вл. Гаков. Пророк на закате века
Вл. Гаков. Предчувствие, ставшее прозрением
Вл. Гаков. Накануне
|