Энциклопедия фантастики scifi.spb.ru
Указатель    /    Предисловие    /    Авторы    /    Сокращения    /    Избранное    /    Публикация    /    О проекте    /    Контакты    



Алфавитный список авторов / критиков

ХАКСЛИ (HUXLEY), Олдос

(Леонард) (1894-1963).

Видный англ. прозаик, поэт, эссеист, сценарист, более известный произв. др. жанров; одна из самых ярких фигур в культуре Великобритании и Европы в период между двумя мировыми войнами. Род. в Годалминге (гр. Суррей), сын известного ученого-биолога Томаса Х. (Гексли) и брат биолога и писателя Джулиана Х.; окончил Итонский колледж и Байолльский колледж в Оксфорде, во время первой мировой войны служил в воен. мин-ве, после ее окончания преподавал в Итонском колледже; рано включился в лит. деятельность; с 1921 г. - професс. писатель. Чл. Королевского об-ва (секция лит-ры), лауреат Премии амер. Академии искусств и лит-ры. Много путешествовал, жил во Франции, Италии, под конец жизни обосновался в Калифорнии, где и умер.

Классиком совр. НФ сделал Х. роман "О дивный новый мир" [Brave New World] (1932; рус.сокр. 1935; доп. 1989; 1990), вместе с романами "Мы" Е.Замятина и "1984" Д.Оруэлла заложивший основы лит. антиутопии. Написанная в полемике с утопическими произв. Г.Уэллса , книга рассказывает о технократическом (в осн., биол.) "идеальном" мироустройстве, в основе к-рого лежит генетическое выведение каст - "элиты", "чернорабочих" и т.п. (см. Биология, Генная инженерия), превыше всего ценится стабильность и соц. спокойствие, а ненужные эмоции канализируются в "ощущалках" (feelies) - центрах развлечения будущего (см. Спорт и досуг), а также посредством психоделического наркотика - сомы (слово, приписываемое Х., на самом деле заимствовано им у Т.Мора). В отличие от мира Д. Оруэлла, секс и эротика в "дивном нов. мире" Х. не только разрешены, но и поощряются - зато такие понятия, как "мать", "отец", "семья", "любовь", звучат как нецензурные слова; так же неодобрительно правители-Контролеры относятся ко всякому упоминанию о реальной человеческой истории: летосчислние ведется от Рождества Генри Форда (см. История в НФ). Нарушителем спокойствия в этом застывшем технократическом "раю" неожиданно становится Дикарь из отдаленной резервации, судящий утопию с точки зрения "обычного" человека, близкого Природе и сохранившего живые, а не синтетические чувства; разрешив Дикарю жить своей жизнью, власть - а именно, четвертая власть - средства массовой информации - в финале все-таки вынудила "диссидента" совершить самоубийство. Филос.-критическому осмыслению об-ва, построенного в романе, посвящена публицистическая книга Х. "Снова в дивном новом мире" [Brave New World Revisited] (1958).

Растущий со временем соц. пессимизм Х. нашел отражение в одном из первых "пост-атомных" сценариев мировой лит-ры, написанных сразу после Хиросимы, - "Обезьяна и сущность" [Ape and Essence] (1948, рус. 1990); окончательная ядерная (и бактериологическая) война оставила нетронутой только Нов. Зеландию, откуда на сохранившейся субмарине отправляется экспедиция в Калифорнию, населенную впавшими в дикость последователями новоявленного культа Сатаны (см. Женщины в НФ, Мир после катастрофы, Религия). Мрачное ощущение от нарисованного сценария не может развеять и последняя большая книга Х. - вяло-ироничная утопия "Остров" [Island] (1962) (см. Оптимизм и пессимизм), в к-рой снова одним из гарантов общественного спокойствия оказывается местное наркотическое снадобье; последнее обстоятельство отражало увлечение наркотиками самого автора, знавшего заранее о своей неизлечимой болезни. Некоторое отношение к темам НФ (в частности, бессмертию) имеют два др. романа Х. - "После многих лет умирает лебедь" [After Many a Summer Dies the Swan] (1939; др. - "После многих лет" [After Many a Summer]) и "Время должно остановиться" [Time Must Have a Stop] (1944).

Взгляды Х. на роль и значение НФ лит-ры изложены в ряде статей, включенных в сб. "Литература и наука" [Literary and Science] (1963).

Вл.Г.

Лит.:
John Atkins "Aldous Huxley: A Literary Study" (1956; rev.1967).
Laura Huxley "The Timeless Moment: A Personal View of Aldous Huxley" (1968).
Peter Bowering "Aldous Huxley: A Study of the Major Novels" (1968).
Jerome Meckier "Aldous Huxley: Satire and Structure" (1969).
Harold H.Watts "Aldous Huxley" (1969).
George Woodcock "Dawn and the Darkest Hour: A Study of Aldous Huxley" (1972).
Keith M.May "Aldous Huxley" (1972).
Sybille Bedford "Aldous Huxley: A Biography" in 2 vols. (1973-74; rev.1985).
"Aldous Huxley: A Collection of Critical Essays" (ed. by Robert E.Kuehn) (1974).
"Aldous Huxley: The Critical Heritage" (ed. by Donald Watt) (1975).
Lilly Zahner "Demon and Saint in the Novels of Aldous Huxley" (1975).
Christopher S. Ferns "Aldous Huxley, Novelist" (1980).
Robert S.Baker "The Dark Historic Page: History and Historicism in Aldous Huxley's Social Satire 1921-1939" (1982).
Peter Edgerly Firchow "The End of Utopia: A Study of Aldous Huxley's Brave New World" (1984).
Robert S.Baker "Brave New World: History, Science, and Dystopia" (1989).



Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. Счастье в пробирке







Главный редактор энциклопедии - Вл. Гаков. Изображения книг - из библиотеки О. Колесникова.
При использовании материалов энциклопедии ссылка на scifi.spb.ru обязательна!
e-mail: in@scifi.spb.ru