УОТСОН (WATSON), Йэн (р.1943).
Англ. прозаик, один из ярких представителей совр. интеллектуальной НФ. Род. в Норт-Шилдсе (гр. Нортумберлендшир), окончил Байольский колледж в Оксфорде, читал лекции по англ. яз. и лит-ре в Ун-те Танзании (в Дар-эс-Саламе), в токийских ун-тах - Общеобразовательном, Кейо и Яп. женском, вел курс футурологии в Бирмингемском политех. ин-те; организовал в Лондонском политех. ин-те один из первых в Великобритании курсов НФ; с 1975 г. ред. печатного органа Брит. ассоциации писателей-фантастов "Фаундейшн" (Foundation). Первая НФ публикация - "Крытый садик под Сатурном" (1969). Живет в деревне вблизи Дэвентри (гр. Нортхэмптоншир).
Тв-во У., "одного из интереснейших брит. "фантастов идеи" - а если точнее, то единственного брит. "фантаста идеи" (Д.Баллард), порой представляется перенасыщенным культурологическими, мифол. и филос. аллюзиями. Первый же роман У., "Вложение" [The Embedding] (1973), представляет собой искусный эксперимент в лингвистике (в духе великих предшественников-соотечественников У. - от Л.Кэрролла до Д.Толкина): для героев - группы детей, под руководством психологов изучающих искусственный язык с целью раздвинуть границы реальности; чл. индейского племени, обретающих Высшую Истину в забытом "исконном" языке; наконец, инопланетян, пытающиеся установить контакт, - язык является не только средством общения и познания, но и методом творения нов. реальности (см. Психология, Мистицизм и оккультизм). Последующие романы подтвердили устойчивый интерес автора к лингвистике и философии. В "Наборе для Ионы" [The Jonah Kit] (1975; Брит. премия НФ-78) единственными живыми существами на Земле, способными покинуть нашу "иллюзорную" Вселенную и обрести истинную, являются киты, чье коллективное сознание (на к-рое наложено человеческое) образует своего рода "мысленный компьютер "; узнав о последних открытиях астрономии и астрофизики (подтвердивших "иллюзорность" казавшейся объективной картины мироздания), киты совершают акт самоубийства (см. Зоология фантастическая, Космология, Океан). В трех романах, объединенных темой "чудесного посещения" Земли высшим космич. разумом, - "Марсианский инка" [The Martian Inca] (1977), "Инопланетное посольство" [Alien Embassy] (1977), "Чудесные посетители" [Miracle Visitors] (1978) - нетривиально, в духе юнговской психологии и представлений об "альтернативных состояниях сознания", решается одна из расхожих тем совр. псевдонаучных культов: НЛО.
Романы У. 1980-х гг. отличаются еще более сложной структурой (часто за счет логики, сюжетной организованности и убедительности характеров), повышенным интересом к абстрактно-филос. проблемам (круговорот "рождений-умираний" мифа, энтропия и информация, структурная лингвистика и т.п.), а также преобладанием откровенно игрового начала. В "Охотнике за смертью" [Deathhunter] (1981) описан экзотический мир, в к-ром смерть превращена в своеобразный соц. ин-т, а сам процесс умирания не более драматичен, чем уход на пенсию (см. Бессмертие). Трилогия, напоминающая известную "речную" серию Ф.Фармера, - "Книга Реки" [The Book of the River] (1984), "Книга Звезд" [The Book of the Stars] (1985), "Книга Живого" [The Book of Being] (1985) - рассказывает о двух спорных утопиях (в к-рых доминируют, соответственно, мужчины и женщины), расположенных на берегах загадочной реки, имеющей отчетливый мифол. смысл; также "из мифологии" пришли в роман соперники - высшие космич. силы ("Червь" и "Богоразум"), олицетворяющие смерть и возрождение (см. Мифология в НФ). Месту женщины в современном "маскулинистском" обществе, в частности, сексплуатации посвящен впервые изданный во Франции в 1976 г. роман "Фабрика женщин" [The Woman Factory] (1982) (см. Женщины в НФ, Секс и эротика). Кульминации подобные метафиз. игры в реальность достигают в самом "легкомысленном" романе У., "Королевская магия, ферзевая магия" [Queenmagic, Kingmagic] (1986), где вся Вселенная представляет собой одну большую шахматную доску (см. Спорт и досуг).
Среди др. книг У. выделяются: написанный под впечатлением знаменитого триптиха Иеронима Босха роман "Сады наслаждений" [The Gardens of Delight] (1980); "Путешествие Чехова" [Chekov's Journey] (1983) - альтернативная история, в к-рой мысленное путешествие актера в прошлое (с целью познакомиться с А.П.Чеховым) вызвало грандиозный природный катаклизм, известный как "Тунгусское диво" (см. История в НФ). В соавт. с М.Бишопом написан роман "Под небесным мостом" [Under Heaven's Bridge] (1981).
Р-зы и повести У. составили сб. -
"Мир бога" [God's World] (1979),
"Очень медленная машина времени" [The Very Slow Time Machine] (1979),
"Солнечный удар" [Sunstroke] (1982),
"Медленные птицы" [Slow Birds] (1985),
"Злая вода" [Evil Waters] (1987),
"Ритуалы по спасению имущества" [Salvage Rites] (1989),
"Слезы Сталина" [Stalin's Teardrops] (1991);
выделяются: р-зы "Зеркала" (1986) и "Очень медленная машина времени" (1975) - одно из самых оригинальных в НФ путешествий во времени; повесть "Медленные птицы" (1983; рус.1992) (см. Зоология фантастическая, Миры НФ, Физика) и "Время в наносекундах" [Nanoware Time] (1991), а также р-з "Когда субмарина "Айдахо" нырнула" (19..; рус.1992) (см. Война, Океан, Оружие).
Вл.Г.
Др.соч.:
"Обращенные" [Converts] (1984).
"Власть" [The Power] (1987).
"Шлюхи Вавилона" [Whores of Babylon] (1988).
"Огненный червь" [The Fire Worm] (1988).
"Мясо" [Meat] (1988).
"Мухи памяти" [The Flies of Memory] (1990).
Дополнительные материалы:
Вл. Гаков. "Йэн Уотсон: "Здоровский" и не понятный"
|