БАЛЛАРД (BALLARD), Джеймс Грэм (р.1930).
Англ. писатель, один из лидеров брит. "Новой Волны". Род. в Шанхае (Китай), во время войны был интернирован с родителями в яп. лагере; дет. впечатления воен. лет отражены в автобиогр. романе Б. "Империя Солнца" [Empire of the Sun] (1984), ставшем бестселлером (экранизирован С.Спилбергом). По приезде в Англию (в 1946 г.) был призван в армию, служил в Канаде (где и открыл для себя НФ); после демобилизации занимался медициной в Кембридже, но диплома не получил. В НФ дебютировал р-зами "Бегство" (1956) и "Prima Belladonna" (1956; рус.1991). Живет в Шеппертоне (гр. Миддлсекс).
Первые же опубл. новеллы - "Горловина 69" (1957; рус.1993), "Земли, что ждут нас" (1959); "Звуковой мусор?" (1960) и др. - принесли Б. репутацию тонкого стилиста и психолога, мастера создания настроения (через описания ландшафта, часто сюрреального), а не "писателя сюжета" или НФ идеи. В ранних р-зах Б. охотно использовал традиционные темы НФ для создания своих запоминающихся образов, будь то экология - в "Конце" (1961; рус. 1979), демография - в "Миллионнолетии" (1961), бессмертие - в парадоксальной притче о жизни, прожитой "сзаду наперед", "Мистер Ф. - это мистер Ф." (1961). Созданию альтернативной истории, попыткам вмешательства в ее ход посвящен р-з "Трепетный убийца" (1961; рус. 1985 - "Из лучших побуждений") (см. Криминология, Путешествия во времени); в тонкой психол. и сатирической новелле "Утонувший великан" (1964; рус. 1991; 1989) Б., следуя Д.Свифту , показывает столкновение обыденного и чудесного, тайны и ее утилитарного коммерческого использования (см. Масштабы пространственные и временные. в НФ, Океан); в "Подсознательном человеке" (1963; рус. 1970 - "Вы будете покупать, доктор"; 1991) экономными средствами нарисована будущая урбанистическая антиутопия, в к-рой роль диктатора играет подсознательно внушаемая реклама; а в "Смотровых башнях" (1962; рус.1991 - "Сторожевые башни") ощущение растущей, также подсознательной тревоги вносят в привычный быт неведомые "наблюдатели" за человечеством (см. Вторжение, Города, Освоение космоса). На рус. яз. также переведены р-зы:
"Звездная улица, вилла номер пять" (1960; рус.1991),
"Минус один" (19..; рус.197.; 1991),
"Последний берег" (1964; рус. 1991),
"Похищенный Леонардо" (1964; рус. 1990),
"Птица и мечтатель" (19..; рус.1991),
"Путешествие через кратер" (19..; рус.1991).
Ряд переводов составил сб. "Утонувший великан" (рус.1991).
Однако гл. темами Б., осмысленными им с невиданной прежде в НФ филос. глубиной и худож. мастерством, стали время и энтропия (как эквивалент разрушения, упадка, стагнации); одиночеству человека, запертого в пустом сюрреалистическом пространстве и опустошенного душевно, посвящены р-зы - "Сад Времени" (1962; рус. 1991), "Песчаная клетка" (1962), "Вопрос возврата" (1963), "Могилы времени" (1963). Поиски во "внутреннем космосе" человеческой души (inner space - термин Б.) нашли высшее худож. воплощение в новелле "Голоса времени" (1960) и цикле связанных между собой р-зов, действие к-рых происходит на пустынном "декадентском" курорте "Багряные пески"; объединены в сб. "Багряные пески" [Vermillion Sands] (1971).
Р-зы Б. составили сб.:
"Голоса времени" [The Voices of Time] (1962),
"Миллионолетие" [Billenium] (1962),
"Четырехмерный кошмар" [The Four-Dimensional Nightmare] (1963),
"Паспорт в вечность" [Passport to Eternity] (1963),
"Последний берег" [The Terminal Beach] (1964),
"Невозможный человек" [The Impossible Man] (1966).
Постоянное ощущение героями Б. надвигающейся глобальной катастрофы (в к-рую хорошо вписывается и катастрофа психол., душевный срыв, самораспад личности) с наибольшей силой выражено в знаменитой серии романов о катастрофах: уничтожающих цивилизацию ураганах в "Ветре ниоткуда" [The Wind from Nowhere] (1962), наводнении (результат "парникового эффекта", возникшего из-за загрязнения атмосферы промышленными отходами) - в "Затонувшем мире" [The Drowned World] (1962; рус. 1994), засухе - в "Сожженном мире" [The Burning World] (1964; др. - "Засуха" [The Drought]). Венчает эту тетралогию-апокалипсис самый значительный роман Б. - "Кристаллический мир" [The Crystal World] (1966), в к-ром загадочный процесс кристаллизации всего живого на Земле использован как метафора неизбежного "энтропийного" умирания Вселенной (см. Биология,. Энтропия, Эсхатология).
В конце 1960-х гг. тв-во Б. претерпело изменения, связанные с формальными поисками в духе "поп-арта", почти декларативным отказом от сюжета и концентрацией на нов. темах и образах: насилии (в его крайних выражениях - политике и войне), сексе и эротике. В экспериментальных р-зах-коллажах ("конденсированных романах", по определению автора), составивших сб. - "Район катастрофы" [The Disaster Area] (1967) и "Выставка жестокости" [The Atrocity Exhibition] (1970; др. "Любовь и напалм: экспорт США" [Love and Napalm: Export USA]), а также в "садо-эротическом" романе "Авария" [Crash] (1973) нарисована впечатляющая мозаичная картина совр. зап. об-ва, раздираемого внутренними демонами насилия и саморазрушения. Крайнее неприятие Б. технол. потребительской цивилизации нашло выражение в серии произв., связанных с темой урбанизации, растворения личности в каменных джунглях. Начиная с кафкианской (имя главного героя - Франц М.) фантазии о бесконечном в пространстве и времени городе-антиутопии "Концентрационный город" (1957; др. - "Встроено"; рус.1990 - "Безвыходный город") и с новеллы "Хронополис" (1960; рус. 1970), Б. в сер. 1970-х гг. возвращается к образам города в филос. романах-притчах - "Бетонный остров" [Concrete Island] (1974) и "Высотка" [High-Rise] (1975); см. также один из лучших р-зов последних лет - "Окончательный город" (1976). Романы "Кристаллический мир", "Авария" и "Бетонный остров" объединены в один том - сб. "Кристаллический мир. Авария. Бетонный остров" [The Crystal World. Crash. The Concrete Island](1991).
Из последних произв. Б. можно отметить
сюрреалистический роман -фэнтези "Компания снов с неограниченной ответственностью" [The Unlimited Dream Company] (1979; Брит. премия НФ-80),
роман "Алло, Америка" [Hello, America] (1981)
и сб.:
"Низколетящий аэроплан" [Low-Flying Aircraft] (1976),
"Мифы ближайшего будущего" [Myths of the Near Future] (1982),
"Лучшие рассказы Джеймса Грэма Балларда" [The Best Short Stories of J.G.Ballard] (1985),
"Мемуары космического века" [Memoires of the Space Age] (1988),
"Военная горячка" [War Fever] (1990);
в этих книгах отчетливо выражен скептицизм автора по отношению к технол. чудесам "космич. века".
Вл.Г.
Др. соч.:
Сб. "День навсегда" [The Day of Forever] (1967).
Сб. "Перегруженный человек" [The Overloaded Man] (1967).
Сб. "Хронополис" [Chronopolis] (1971).
Сб. "Охотники за Венерой" [The Venus Hunters] (1985).
Лит.:
"J.G.Ballard. The First Twenty Years" (ed. by James Goddard & David Pringle) (1976).
David Pringle "Earth Is the Alien Planet: J.G.Ballard's Four-Dimensional Nightmare" (1979).
Peter Brigg "J.G.Ballard" (1985).
Gregory Stephenson "Out of the Night and Into the Dream: A Thematic Study of J.G.Ballard" (1991).
Дополнительные материалы:
Библиография Джеймса Болларда (О. Колесников, 1991)
|