Энциклопедия фантастики scifi.spb.ru
Указатель    /    Предисловие    /    Авторы    /    Сокращения    /    Избранное    /    Публикация    /    О проекте    /    Контакты    



Алфавитный список авторов / критиков

БРЭДБЕРИ (BRADBURY), Рэй(монд Дуглас)

(р.1920).

Видный амер. прозаик, поэт и драматург, один из самых ярких представителей "Золотого Века" англоязычной НФ, классик совр. НФ. Род. в Уокигане (шт. Иллинойс), высшего образования не получил, рано примкнул к фэндому и начал писать сам; с 1943 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Маятник" (1941 - в соавт. с Генри Хассе). Почетный д-р лит-ры колледжа Уитье (шт. Калифорния). Живет в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния). Дет. годам жизни Б. посвящен во мн. автобиогр. роман "Вино из одуванчиков" [Dandelion Wine] (1950-57; 1957; рус. 1967), а также роман "Серые тени, белый кит" [Green Shadows, White Whale](1992).

В тв-ве Б., к-рому амер. НФ в значительной мере обязана признанием в кругах лит. истэблишмента, органично уживаются "твердая " (естественнонаучная) НФ, фэнтези, готический роман, "роман ужасов", пронизанная ностальгией поэтическая проза, а кроме того, мрачный пессимизм в отношении перспектив технол. цивилизации и "дет." романтизм, идеализация простой жизни "на земле" (см. Пастораль); получившийся уникальный худож. сплав едва ли поддается жанровой классификации. Мощный лит. талант Б. сначала вывел его в первые ряды амер. НФ, фактически открыв двери "НФ гетто", а затем заметно отдалил от общего (в осн., коммерческого) русла этой лит-ры; только в последнее десятилетие писатель был удостоен НФ наград - премии "Гандальф" в 1980 г. и премии Ассоциации американских писателей-фантастов - "Великий мастер" в 1988 г.

Ранние (в осн., "страшные") р-зы Б. составили сб. "Темный карнавал" [Dark Carnival] (1947; сокр. 1948; сокр. 1962 - "Маленький убийца" [Small Assassin]); часть их вошла в сб. "Октябрьская страна" [The October Country] (1955). Контрастом мрачным новеллам, среди к-рых выделяются: "Ветер" (1943; рус. 1968; 1975), "Карлик" (1954; рус. 1966), "Коса" (1943; рус. 1966; 1985), "Маленький убийца" (194.; рус.1991; 1991) (см. Дети), "Огненный столп" (194.; рус.1991) (см. Сверхъестественное), "Урочный час" (1947; рус. 1965), "Электростанция" (194.; рус.1992) (см. Энергия), служат светлые р-зы из цикла о волшебном семействе: "Дядюшка Эйнар" (1947; рус. 1963), "Апрельское колдовство" (1952; рус. 1965; 1971), "Возвращение домой" (1945). К теме инфернального Зла (олицетворяемых в поэтическом образе "людей осени"), противостоять к-рому способны лишь знание, заключенное в книгах, и невинный дет. смех (см. Дети, Мистицизм и оккультизм), Б. вернулся в одной из лучших книг, мрачной "карнавальной" феерии "Что-то страшное грядет" [Something Wicked This Way Comes] (1962; рус.1992; др. - "Надвигается беда", "...И духов зла явилась рать"). Действие ее происходит в заштатном амер. городке, куда прибывает зловещий владелец "смертельных аттракционов" со своей свитой; имя владельца - Dark (Тьма) - не оставляет сомнений в намерениях последнего; а против Зла выступают любимые герои Б. - подростки и отец одного из них, гор. библиотекарь; экранизирована (см. "Что-то страшное идет").

Всемирная слава пришла к Б. после публикации сб. связанных между собою новелл о завоевании Марса, "Марсианские хроники" [The Martian Chronicles] (1950; доп. 1953; др. - "Серебряные саламандры" [The Silver Locusts] (вместо "Эшер II" - "Огненные шары" (рус. 1993); рус. 1963 - "Марсианская хроника"; 1965); неоднократно экранизировался (см. "Марсианские хроники", "13-й апостол"). Условная форма хроник никак не связывает фантазию автора (как и последние науч. данные о Марсе), ведущего поэтический р-з о столкновении двух культур (см. Контакт, Освоение космоса), начавшемся с ксенофобии и взаимного непонимания; о трагической гибели обитателей Марса в результате занесенной землянами эпидемии (см. Глобальная катастрофа, Медицина); о "первопроходческой" деятельности не обремененных уважением к чужой культуре американцев; о гибели в результате ядерной войны оставленной ими на Земле цивилизации; о нов. старте этой цивилизации на опустевшей планете-соседке. Мн. новеллы цикла - напр., "Будет ласковый дождь", в к-рой лаконично и изобретательно показан идиотизм технол. цивилизации в отсутствие тех, кто ее создал, - стали классикой НФ. Особый интерес представляют новелла "Эшер 2" и примыкающий к ней (но не вошедший в цикл) р-з "Изгои" (1949; рус. 1977; 1981; др. - "Изгнанники"); в них автор встает на защиту лит-ры, искусства, фантазии, чуда, над к-рыми занесен цензорский нож воинствующего рационалиста и обывателя (см. Мифология в НФ). Переводы мн. р-зов цикла по отдельности опубл. в периодике. К "марсианскому" циклу относятся также вышедшие отдельно р-зы: "Бетономешалка" (1949; рус. 1964; 1965) (см. Война), "Были они смуглые и золотоглазые" (1949; рус. 1965; 1965; др. - "Золотоглазые") (см. "Пантропия"), "Земляничное окошко" (1954; рус. 1963; 1963), "Марсианский затерянный Город" (1967; рус. 1975) (см. Автоматизация, Города), "Око за око?" (1951; рус. 1962; 1964; др. - "Высоко в небеса"), "Разговор оплачен заранее" (1949; рус. 1983), "Синяя бутылка" (1950; рус. 1980; 1982), "Тот, кто ждет" (1949; рус.1971; 1972) (см. Чудовища), "Улыбка" (1952; рус. 1961; 1963) (см. Искусство).

Др. значительной книгой Б. стал роман-антиутопия "451 по Фаренгейту" [Fahrenheit 451] (1951 - "Пожарный"; 1953; доп. 1979; рус. 1964); также экранизирован (см. "451 по Фаренгейту"). Тема защиты культуры от воинствующего амер. прагматизма доведена в романе, построенном по классическим образцам Е.Замятина , О.Хаксли и Д.Оруэлла, до логического кошмара: в мире будущего пожарные-каратели сжигают книги, признанные вредными все до единой и замененные в повседневном обиходе "говорящими стенами" (см. Автоматизация, Антиинтеллектуализм в НФ). Финалом мира, сжигающего Книгу, становится ядерная война, а уцелевшие в лесах диссиденты-изгнанники ("люди-книги") сохраняют тлеющую свечу знания, выучив все запрещенные книги наизусть. Этой же теме посвящен р-з "Лучезарный Феникс" (1963; рус. 1979).

Однако талант Б.-писателя с наиб. силой проявился в жанре новеллы; мн. из сотен написанных им р-зов включены в сб. -
"Человек в картинках" [The Illustrated Man] (1951; доп. 1952),
"Золотые яблоки Солнца" [The Golden Apples of the Sun] (1953),
"Лекарство от меланхолии" [A Medicine for Melancholy] (1959; др. - "День, когда дождь зарядил навсегда" [The Day It Rained Forever]);
два последних сб. объединены в один том - "Дважды двадцать два" [Twice Twenty-Two] (1966);


"Р - значит ракета" [R Is for Rocket] (1961);
"Машины счастья" [The Machineries of Joy] (1964),
"Лучшее у Брэдбери" [The Vintage Bradbury] (1965),
"К - значит космос" [S Is for Space] (1966),
"Я пою тело электрическое" [I Sing the Body Electric] (1969),
"Заполночь" [Long After Midnight] (1976),
"Лучшее Рэя Брэдбери" [The Best of Ray Bradbury] (1979),
"Духи навсегда" [The Ghosts of Forever] (1981),
"Рассказы о динозаврах" [Dinosaur Tales] (1983),


"Преобразователь Тойнби" [The Toynbee Convector] (1988),
"Классические рассказы 1" [Classic Stories 1] (1990) и "Классические рассказы 2" [Classic Stories 2] (1990);
в юбилейный сб. "Рассказы Рэя Брэдбери" [The Stories of Ray Bradbury] (1980) включено 100 лучших р-зов писателя.

Мн. р-зы посвящены детям; Б. не идеализирует их, а пытается показать обе их ипостаси, добрую и злую. В классическом р-зе "Вельд" (1950; рус. 1963; 1963) (см. Искусство); экранизирован (см. "Вельд"); - дети предстают маленькими чудовищами, к-рые не остановятся перед убийством родителей ради возможности и дальше пялиться в "телеящик" будущего. Дет. жестокость проявляет себя также в р-зах "Детская площадка" (1953; рус. 1960) и "Все лето в один день" (1954; рус. 1964); в последнем - как и в р-зе "Нескончаемый дождь" (1950; рус. 1963) - дело происходит на вечно дождливой Венере. Наоборот, вера в детей, любовь и человечность пронизывают др. р-зы - "Каникулы" (1963; рус. 1967) (см. Последний человек на Земле), "Берег на закате" (1959; рус. 1967) (см. Мифология в НФ, Океан), "Здравствуй и прощай" (1953; рус. 1966; 1967) (см. Бессмертие), "Мальчик-невидимка" (1945; рус. 1966; 1967; др. - "Невидимый мальчик") (см. Человек-невидимка), "Ракета" (1950; рус. 1960; 1965), "Подарок" (1951; рус. 1985), "О теле электрическом я пою" (1969; рус. 1975; 1975 др. - "Я пою электронное тело"); в последнем представлен один из самых добрых и оригинальных роботов мировой НФ - "электронная бабушка"; др. забавный робот, резонерствующий "под Бернарда Шоу", выведен в р-зе "Дж.Б.Ш. - Марк-5" (1976; рус. 1981). Парадоксальной судьбе "младенца" из мира каких-то иных. измерений (по виду дитя напоминает пирамидку) посвящен изящный р-з "Ребенок завтра" (1948; рус. 1974; 1975; др. - "А ребенок - завтра", "И все-таки наш..."). Детям посвящены также лирические миниатюры - "Озеро" (1947; рус. 1977, 1991) и "Подарок" (1951; рус.1985; 1990).

Во мн. р-зах Б. предстает страстным "космистом", звездным романтиком, воспринимающим грядущую космич. экспансию человечества скорее как поэтический символ (библейский Нов. Исход или заимствованный из амер. истории Фронтир). Пафосом первооткрывательства проникнуты р-зы: "Икар Монгольфье Райт" (1956; рус. 1965), "Конец начальной поры" (1956; рус. 1965), "Космонавт" (1950; рус.1961; 1963), "Золотые яблоки Солнца" (1953; рус. 1961; 1963). Вместе с тем грядущее освоение космоса чревато драматическимим неожиданностями и трагедиями. Простой метеорит обрывает жизни героев р-за "Калейдоскоп" (1949; рус.1964; 1965); в р-зе "Здесь могут водиться тигры" (1951; рус. 1964 - "Здесь появятся тигры"; 1965; др. - "Здесь водятся тигры") "живая" планета вынуждена обороняться от хищных аппетитов землян (см. "Живые миры", Экология); на далеких планетах их также могут подстерегать автоматический "Мертвый город" (1950; рус. 1966; 1992; др. - "Город") (см. Города) и чужая кровавая история, воплощенная в снах, - "Уснувший в Армагеддоне" (1948; рус. 1969); а в р-зе "Человек" (1949; рус. 1990) космос предоставляет возможность непосредственной встречи с Богом (см. Боги и демоны, Религия). Оригинальный космич. мир создан в короткой повести "Лед и пламя" (1946; рус. 1970; 1973) (см. Миры НФ).

В остром памфлете "Ветер из Геттисберга" (1969; рус.1971; 1981; др. - "Свежий ветер из Геттисберга") убийца совершает покушение на робота - копию Авраама Линкольна (см. История в НФ); а в "Пешеходе" (1951; рус. 1962; 1965) человека арестовывают только за то, что он вздумал ночью прогуляться пешком. Путешествиям во времени посвящены: классический р-з "И грянул гром" (1952; рус. 1963) герой к-рого, раздавив бабочку в доисторич. прошлом, трагически и неотвратимо изменил собственное настоящее (см. "Хроноклазмы"); "Кошки-мышки" (1950; рус. 1963; 1965; др. - "Лиса в лесу", "Обратно в будущее", "В будущее") и "О скитаньях вечных и о Земле" (1950; рус. 1969); в последнем р-зе амер. писатель нач. века Томас Вулф за мгновения до смерти перенесен в будущее, где ему нет равных (см. Искусство). Невозможность торговать чудом, "открытость" его только для бессеребренников осознают герои "Диковинного дива" (1962; рус. 1965; 1967; др. - "Диковинное чудо"). Одна из самых пронзительных и трагических новелл Б. - "Ревун" (1951; рус. 1961; 1964), в к-ром последний оставшийся в океане ископаемый ящер плывет на зов маяка, видя в нем внезапно обретенного "сородича" (см. Зоология фантастическая); экранизирован (см. "Чудовище с глубины 20.000 фатомов").

На рус.яз. также переведены р-зы (НФ и фэнтези):
"Воронья стая" (1964; рус. 1991),
"Вышивание" (1951; рус. 1963),
"Генрих IX" (196.; рус. 1987; 1987),
"Дракон" (1955; рус. 1965; 1965),
"Душка Адольф" (1976; рус. 1983; 1983) (см. Антифашистская НФ),
"Жила-была старушка" (1944; рус. 1967),
"Жилец из верхней комнаты" (1947; рус. 1991; др. - "Верхний сосед"),
"Завтра конец света" (1951; рус. 1965) (см. Эсхатология),
"Запах сарсапарели" (1953; рус. 1965, 1967),
"Золотой Змей, Серебряный Ветер" (1953; рус. 1963; 1966; др. - "Золотой Змей"),
"...И камни заговорили" (1959; рус. 1960),
"И не было ни ночи, ни рассвета" (1951; рус. 1993),
"Иные времена" (19..; рус.1964),
"Как умерла Рябушинская" (1964; рус. 1991),
"Корпорация "Марионетки" (1951; рус. 1991 - "Марионетт инкорпорейтед") (см. Андроиды),
"Куколка" (1946; рус. 1976; др. - "Превращение") (см. Биология),
"К Чикагской впадине" (1964; рус.1992),
"Луг" (1953; рус. 1963; 1975) (см. Искусство),
"Лучшее из времен" (1966; рус. 1966; 1973; др. - "Самое прекрасное время"),
"Машина до Килиманджаро" (1965; рус. 1965; 1975; др. - "Машина Килиманджаро") (см. Искусство),
"Мессия" (1950; рус. 1987; 1990) (см. Боги и демоны, Религия),
"Мусорщик" (1953; рус. 1962),
"На берегу" (195.; рус. 1962),
"На большой дороге" (1950; рус. 1965),
"Научный подход" (19..; рус.1989),
"Орудия радости" (1964; рус. 1991),
"Поиграем в "отраву" (1947; рус.1991),
"Попрыгунчик в шкатулке" (1947; рус.1991),
"Попугай, который знал папу" (19..; рус. 1982),
"Почти конец света" (1957; рус. 1966, 1992),
"Призраки нового замка" (19..; рус.1992),
"Прикосновение пламени" (19..; рус. 1992),
"Прощание с летом" (19..; рус. 1982; др. - "Прощай, лето"),
"Пустыня" (1952; рус. 1965; 1965), "Ржавчина" (1952; рус. 1962; 1964; др. - "Кусок дерева"),
"Р - значит ракета" (1943; др. - "Рыцарь серых пространств"; рус. 1960; 1965; др. - "Год ракеты"),
"Ракета" (1951; рус. 1964)
"Рубашка с тестами Роршаха" (1966; рус. 1976) (см. Психология),
"Смерть и дева" (1960; рус. 1965; 1967),
"Сущность" (1948; рус. 1968; 1966; др. - "Песочный человек", "Нечто необозначенное"),
"Tyrannosaurus Rex" (1962; рус. 1963; 1982; др. - "Тиран"),
"Труба" (19..; рус.1991),
"Убийца" (1953; рус. 1962; 1965),
"Холодный ветер, теплый ветер" (1964; рус. 1982; 1983),
"Час Привидений" (1969; рус. 1979), "Человек в воздухе" (1953; рус. 1974; 1973),
"Человек в картинках" (1950; рус. 1965; др. - "Разрисованный"; экранизирован),
"Чепушинка" (1943; рус. 1983),
"Чертово колесо" (195.; рус. 1982; 1983),
"Чудеса и диковины! Передай дальше!" (19..; рус. 1978; 1979),
"Шлем" (1959; рус. 1991).

Большинство переводов включено в сб.:
"Фантастика Рэя Брэдбери" (1963; др. состав - 1992),
"451 по Фаренгейту. Рассказы" (1965),
"Вино из одуванчиков" (1967),


"Р - значит ракета" (1973),
"Рассказы" (1975),
"В дни вечной весны" (1982),
"Память человечества" (1982),
"Передай добро по кругу" (1982),
"Холодный ветер, теплый ветер" (1983),


"О скитаниях вечных и о Земле" (1987),
"И грянул гром" (1989),
"В серебристой лунной мгле" (1990),
"Время, вот твой полет" (рус.1991),
"Призраки Нового Замка" (рус.1991),
"Были они смуглые и золотоглазые" (рус.1991),
"Вино из одуванчиков. 451 по Фаренгейту. Рассказы" (рус.1992),
"Тени грядущего зла" (рус.1992),
"Что-то страшное грядет" (рус.1992),
"451 по Фаренгейту. Марсианские хроники. Рассказы" (рус.1992).
Кроме того, вышли Избр. соч. в 3-х тт. (рус.1992).

Рассказы "Человек в картинках" и "Вельд" экранизированы как "Человек в картинках".

Б. является также автором ряда нефантаст. книг. Романы - "Смерть - удел одиноких" [Death Is a Lonely Business] (1985) и "Кладбище для лунатиков" [A Graveyard for Lunatics] (1990) - психол. детективы с элементами автобиогр.;
детективные р-зы включены в сб. "Память об убийстве" [A Memory of Murder] (1984).
Драматические произв. писателя составили сб. -
"Спринт до начала гимна" и другие антики" [The Anthem Sprinters and Other Antics] (1963),
"Мир Рэя Брэдбери" [The World of Ray Bradbury] (1964),
"Чудесный костюм цвета сливочного мороженого" [The Wonderful Ice Cream Suit] (1972),
"Огненный столб" и другие пьесы на сегодня, завтра и далее" [Pillar of Fire and Other Plays for Today, Tomorrow, and Beyond Tomorrow] (1975),
было выпущено также Полн. собр. пьес Б. в 3-х тт. - сб. "На сцене: хрестоматия его пьес" [On Stage: A Chrestomathy] (v.1-3 - 1991).

Поэтические произв. Б. составили сб. -
"Друг старика Ахава" [Old Ahab's Friend, and Friend to Noah, Speaks His Peace] (1971),
"Когда в последний раз слоны цвели в саду" [When Elephants Last in the Dooryard Bloomed] (1973),
"Где робомышь и роболюди бежали в робогородах" [Where Robot Mice and Robot Men Run Round in Robot Towns] (1977),
"Одержимый компьютер и папа-андроид" [The Haunted Computer and the Android Pope] (1981);
выделяется религ.-космич. поэма "Христос-Аполло" (1973; рус.1992) (см. Боги и демоны, Космические полеты, Луна, Религия).

Кроме того, Б. написал две книги для детей (см. Детская НФ) - "Включи ночь" [Switch on the Night] (1955; рус. 1969 - "Как включали ночь"; др. - "Включите ночь") и "Дерево Всех святых" [The Halloween Tree] (1972).

Критические и публицистические произв. Б. составили книги - "Сущность писательства" [The Essence of Creative Writing] (1962), "Дзен и искусство писателя" [Zen and the Art of Writing] (1973), "Вчеразавтра: очевидные ответы на невозможные будущие" [Yestermorrow: Obvious Answers to Impossible Futures](1992).

Вл.Г.

Лит.:
William F.Nolan "The Ray Bradbury Companion" (1975).
George E.Slusser "The Bradbury Chronicles" (1977).
Bill Stevenson "The Ray Bradbury File" (1977).
Wayne L.Johnson "Ray Bradbury" (1980).
William F.Touponce "Ray Bradbury and the Poetics of Reverie: Fantasy, Science Fiction and the Reader" (1985).
Ben P.Indick "Ray Bradbury: Dramatist" (1990).



Дополнительные материалы

Более подробный список рассказов (включая не фантастику)

Вл. Гаков. "Побег из детства" (из кн. "Р. Брэдбери. Избранные сочинения в 3-х тт.", М., "Олимп", 1992)
Р. Брэдбери. Библиография (О. Колесников, 1991)







Главный редактор энциклопедии - Вл. Гаков. Изображения книг - из библиотеки О. Колесникова.
При использовании материалов энциклопедии ссылка на scifi.spb.ru обязательна!
e-mail: in@scifi.spb.ru