АНДЕРСОН (ANDERSON), Пол (Уильям) (р.1926).
Амер. прозаик, один из ведущих авторов послевоен. НФ США. Род. в Бристоле (шт. Пенсильвания), после смерти отца прожил год в Дании у родственников матери (видимо, ее гены определили устойчивый интерес будущего писателя к скандинавской культуре и истории). Вернувшись в США перед началом войны, закончил Ун-т шт. Миннесота (в Миннеаполисе) с дипломом физика; во время учебы познакомился с местными фэнами - К.Саймаком , Г.Диксоном и др. Рано начал писать (известен также как автор детективных и историч. романов, науч.-поп. книг). Первая НФ публикация "Дети завтрашнего дня" (1947 - в соавт. с Ф.Уолдропом). Тесть Г.Бира . Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1972-73). Живет в пригороде Сан-Франциско (шт. Калифорния).
А. дебютировал р-зом, содержащем пионерские догадки насчет "ядерной зимы". Миру после катастрофы (атомной) посвящены роман "После Судного дня" [After Doomsday] (1962) и повесть "Нет мира с королями" (1963; "Хьюго"-64; рус. 1991; 1992 - "Короли на заклание"), а также роман детской НФ - "Свод веков" [Vault of the Ages] (1952). В позднем сб. "Маураи и Кит" [Maurai & Kith] (1982) и романе "Орион взойдет" [Orion Shall Rise] (1983) изображена "пост-атомная" Америка, где заново открывают секрет ядерной энергии; открытие начинает угрожать существованию локальной "технол." утопии на островах Тихого океана.
Уже ранний роман "Волна мозга" [Brain Wave] (1953 - "Побег"; 1954), оригинально трактующий тему сверхчеловека (причиной "интеллектуального рывка" человечества становится загадочная сила, в зону прямого действия к-рой попадает Солнечная система), закрепляет за А. репутацию умелого и продуктивного автора приключенческой НФ, технократичного (умеренно консервативного "либертарианца" - как Р.Хайнлайн и др.) соц. мыслителя, заботящегося о науч. достоверности своих прогнозов и не чуждого (в лучших произв.) психологизма и поэтики.
Один из самых амбициозных проектов А. - его история будущего, посвященная Техноцивилизации, повторившей в своем развитии путь зап. капитализма: от романтической борьбы свободолюбивых одиночек (консервативно-либертарианские взгляды А. проявились в той симпатии, с к-рой он описывает последних) до сверхмонополии, "Полезотехнической Лиги"; от раздробленной Галактической федерации - до жестко централизованной Империи, к-рой в свою очередь грозит неизбежный развал. Структурно серия распадается на два подцикла, объединенных вокруг ключевых фигур: торгового принца Лиги Никласа ван Рейна и секретного агента "декадентской" и коррумпированной Империи Доминика Фландри. (Оба эти образа по сути "держат" на себе всю серию, представляющую собой бесконечный самоповтор.)
В серию входят (в порядке внутренней "хронологии"):
"Война крылатых людей" [War of the Wing-Men] (1958; др. - "Стоящий человек" [The Man Who Counts]; рус. 1991),
сб. "Звездный торговец" [Trader to the Stars] (1964; рус. 1992),
сб. "Бузотеры" [The Trouble Twisters] (1966; рус. 1992 - "Возмутители спокойствия"),
"Мир Сатаны" [Satan's World] (1969; рус. 1991 - "Сатанинские игры"; др. - "Атака на Сатану"),
"Миркхейм" [Mirkheim] (1977),
сб. "Земная книга Стормгейта" [The Earth Book of Stormgate] (1978),
"Люди ветра" [The People of the Wind] (1973; рус. 1992);
"Офицер Фландри" [Ensign Flandry] (1966; рус. 1992 - "Энсин Фландри", "Мичман Флэндри"),
"Круги ада" [A Circus of Hells] (1970; рус. 1993),
"Восставшие миры" [The Rebel Worlds] (1969; др. - "Командор Фландри" [Commander Flandry]; рус. 1992; др. - "Бунтующие миры");
последние два романа объединены в один том - сб. "Фландри" [Flandry] (1992),
"День их возвращения" [The Day of Their Return] (1973),
"Фландри с Земли" [Flandry of Terra] (1961) - объединение романов "Аварийная орбита" [Mayday Orbit] и "Земляне, убирайтесь домой!" [Earthman, Go Home!] (оба - 1961),
сб. "Агент Земной империи" [Agent of the Terran Empire] (1965; включен роман - "Эти звезды наши!" [We Claim These Stars] (1959)),
"Рыцарь духов и теней" [A Knight of Ghosts and Shadows] (1974; др. - "Рыцарь Фландри" [Knight Flandry]),
"Камешек в небе" [A Stone in Heaven] (1979),
"Игра Империи" [The Game of Empire] (1985);
завершают цикл "пост-фландриевские" книги - роман "Берегитесь, космонавты" [Let the Spacemen Beware] (1960 - "Двенадцать месяцев и один день"; 1963; др. - "Ночное лицо" [The Night Face]; рус. 1993);
вместе с др. р-зами составил сб. "Ночное лицо" [The Night Face] (1978)),
а также сб. "Долгая ночь" [The Long Night] (1983).
Кроме того, к циклу примыкают около двух десятков р-зов, среди к-рых выделяются:
"Поделиться плотью" (1968; "Хьюго"-69) и "Самое долгое плавание" (1960; "Хьюго"-61; рус. 1973); в последнем р-зе удачно сочетаются "космич. НФ" и стилизация под романтическую "морскую прозу" (см. Океан).
Др. серия посвящена ранним этапам космич. экспансии человечества, объединенного в "Психотехническую лигу"; в серию (в порядке внутренней хронологии) входят: сб. "Психотехническая Лига" [The Psychotechnic League] (1981), cб. "Хладнокровная победа" [Cold Victory] (1982), сб. "Звездолет" [Starship] (1982), романы - "Снега Ганимеда" [The Snows of Ganymede] (1955; 1958), "Девственная планета" [Virgin Planet] (1959), "Звездные пути" [Star Ways] (1956; др. - "Чужестранец" [Peregrine]). Освоение планет Солнечной системы сопровождается полным набором моральных коллизий, присущих любой колонизаторской деятельности и наиб. ярко выраженных в р-зе "Убить марсианина" (1959; рус. 1967; 1992) и короткой повести "Сестра Земли" (1959; рус. 1967); одновременно это испытание лучших человеческих качеств, технол. возможностей цивилизации - один из самых впечатляющих киборгов НФ, человек-кентавр, работающий на Юпитере (см. "Пантропия") Солнечная система, изображен в р-зе "Зовите меня Джо" (1957; рус. 1967).
А. быстро нашел свою гл. тему: Время, изменение хода истории (см. "Прогрессорство", "Хроноклазмы"). "Вылазки А. во Время - вперед, назад и вбок" (С.Майзел) начались с создания собственного варианта альтернативной истории в романе "Три сердца и три льва" [Three Hearts and Three Lions] (1953; доп. 1961; рус. 1989); позже писатель вернулся к этому приему в романе "Буря в летнюю ночь" [Midsummer Tempest] (1974), рисующем Англию времен Карла I, в к-рой уже изобретен паровоз. "Темпоральные" путешественники А. используют любую "подручную" машину времени (см. Путешествия во времени): анабиоз - "Время лечит" (1949); релятивистские парадоксы (см. Астрология и Астрофизика, Гравитация, Физика, Черные дыры) - "Эпилог" (1962), "Kyrie" (1968; рус. 1991; 1991); гипотетические "проколы" в пространстве-времени - "Аватара" [Avatar] (1978). Это могут быть даже магия - "Буря в летнюю ночь", спиритуальные блуждания души - "Далекие воспоминания" (1957; рус. 1985) или неведомое проявление экстрасенсорного восприятия, как в романе "Наступит время" [There Will Be Time] (1972; рус. 1992 - "Настанет время..."). Подобные вояжи, запланированные или случайные, чреваты трагическими столкновениями с "иновременными" моралью и политикой - "Танцовщица из Атлантиды" [The Dancer from Atlantis] (1971; рус. сокр. 1991), "Нам, пожалуй, надо идти" (195.; рус. 1967), "Человек, который пришел слишком рано" (1956; рус. 1965), "Коридоры времени" [The Corridors of Time] (1965).
В "Крестовом походе в небеса" [The High Crusade] (1960; рус. 1991 - "Великий крестовый поход"; др. - "Крестоносцы космоса", "Крестовый поход в небесах") столкновение "разновременных" культур заострено до абсурда: пришельцы, прибывшие на Землю в ср. века, немедленно атакуются рыцарями, к-рые захватывают "заколдованный замок" и отправляются в нем воевать Гроб Господень в каких-то сказочных заоблачных царствах (см. История в НФ). Объемный и многоплановый филос. роман "Лодка миллиона лет" [The Boat of a Million Years] (1989) - одно из лучших произв. А. - повествует о группе избранных, не без драм и конфликтов блуждающих по векам и эпохам на манер Вечного Жида (см. Бессмертие). А самое невероятное столкновение с неизвестным, путешествие к "концу времен" вместе с нашей Вселенной, возвращающейся в исходную сингулярную точку - совершает экипаж звездолета в романе "Время: ноль" [Tau Zero] (1967 - "Пережить вечность"; доп. 1970; рус. сокр. 1991 - "Полет в навсегда", доп. 1994 - "Когда замирает время") (см. Космология, Физика, Черные дыры, Эсхатология).
Наиболее концентрированно проблема вмешательства рассмотрена в одной из самых удачных (хотя и облегченных - в сравнении, напр., с тв-вом А. и Б.Стругацких ) серий А. - о "Патруле времени", к-рый может вмешиваться в ход истории, но предпочитает не делать этого, а, напротив, предотвращать любые "самодеятельные" попытки "прогрессорства (если расширить это понятие на вмешательство в дела своей собственной цивилизации, но в далеком прошлом)". Первоначальный сб. повестей - "Хранители Времени" [Guardians of Time] (1966; доп. 1981; рус. фрагм. 1981; 1985 - повести "Быть царем" и "На страже времен", 1989 - "Delenda Est") - объединен с поздним романом - "Патрульный времени" [Time Patrol Man] (1983) в сб. "Анналы патруля времени" [Annals of the Time Patrol] (1984); к циклу также принадлежит роман "Год искупления" [The Year of the Ransom] (1988), сб. повестей "Защита времени" [The Shield of Time] (1990; рус. 1995 - "Щит времен"). Все произв. цикла, включая повесть "Звезда моря" (1991; рус. 1995 - "Звезда над морем"), собраны в "итоговом" томе - сб. "Патруль Времени" [The Time Patrol](1991).
Мн. произв. А. - это яркие примеры "твердой" (естественнонаучной) НФ. Таковы романы "Враждебные звезды" [The Enemy Stars] (1959) и "Время огня" [Fire Time] (1974; рус. 1993); в первом предсказано существование планетных систем у нейтронных звезд (см. Астрономия и астрофизика); истории колонизации одной планеты посвящены сб. "Орбита неограниченна" [Orbit Unlimited] (1961; рус. 1992) и повести и р-зы 1970-х гг., среди к-рых выделяется повесть "Царица Ветров и Тьмы" (1971; "Хьюго"-72; "Небьюла"-71; рус. 1990; др. - "Царица воздуха и тьмы"), удачно объединяющая строгий науч. реализм "твердой" (естественнонаучной) НФ c поэтическим мифотворчеством "мягкой" (см. Мифология в НФ). Кроме того, интересна еще одна НФ интерпретация мифа, на этот раз об Орфее, - р-з "Песнь козла" (1972; "Хьюго"-73; "Небьюла"-72), и две премированных повести - "Охотники за Луной" (1978;"Хьюго"-79) и "Игра Сатурна" (1981; "Хьюго"-82; "Небьюла"-81).
На рус. яз. переведены также:
"Белый король" (19..; рус. 1992),
"Бесконечная игра" (1954; рус. 1970; 1981) (см. Андроиды, Интеллектроника, Спорт и досуг),
"Боевая машина времени" (19..; рус.1992),
"Быть трусом" (19..; рус.1992),
"Властелин тысячи солнц" (19..; рус.1991; др. - "Повелитель тысячи солнц"),
"Гетто" (19..; рус.1992),
"Государственная измена" (1966; рус. 1983),
"День причастия" (19..; рус.1992),
"Договор" (1959 - под псевд. Уинстон Сэндерс; рус. 1973 - автором указан Уинстон Сэндерс),
"Дуэль на Марсе" (19..; рус.1992),
"Зеленая рука" (1953; рус. 1990),
"Конец пути" (19..; рус. 1992),
"Лакомый кусок" (19..; рус.1992),
"Люди неба" (19..; рус.1992; 1992),
"Мародер" (19..; рус. 1988),
"Невидимое солнце" (19..; рус. 1992),
"Память" (19..; рус. 1992),
"Поворотный пункт" (1963; рус. 1966; 1967),
"Последнее чудовище" (19..; рус. 1992),
"Последние из Могикан" (19..; рус. 1992),
"Последний из освободителей" (19..; рус. 1991),
"Прогресс" (1962; рус. 1990 - "Задержка в развитии"),
"Право первородства" (19..; рус. 1991),
"Разгадка" (19..; рус. 1992),
"Рука помощи" (19..; рус. 1991 - "Рука дающая"),
"Свет" (19..; рус. 1992),
"Сдвиг во времени" (19..; рус. 1992),
"Светозарный" (19..; рус. 1992),
"Сокровища марсианской короны" (1959; рус. 1976; 1990; др. - "Драгоценности марсианской короны"),
"Территория" (19..; рус. 1992),
"Треугольное колесо" (19..; рус. 1992),
"Убежище" (19..; рус. 1992),
"Цель высшая моя - чтоб наказанье преступленью стало равным" (1966; рус. 1988; др. - "Этап").
"Чертоги Мерфи" (19..; рус. 1992),
"Четырежды Ева" (19..; рус. 1992),
"Чувства инкорпорейтид" (19..; рус. 1992).
"Эутопия" (1967; рус.1992 - "Еутопия"),
Большинство переводов составило сб. -
"Библиотека фантастики, том 1: Пол Андерсон" (рус. 1991),
"Сатанинские игры" (рус. 1991),
"Боевая машина времени" (рус. 1992) ??,
"Звездный Лис. Планета, с которой не возвращаются" (рус. 1992) ??,
"Звездный торговец" (рус. 1992; др. состав - 1992),
"Короли на заклание" (рус. 1992),
"Крестовый поход в небеса. Звездный Лис" (рус. 1992) ??,
"Настанет время... Звездный Лис" (рус. 1992),
"Операция "Хаос" (рус. 1992),
"Патруль времени. Настанет время... Восставшие миры" (рус. 1992) ??,
"Сломанный меч. Дети морского царя" (рус. 1992).
Менее значителен вклад А. в жанре фэнтези (хотя ему присуждена в 1978 г. премия "Гандальф"):
"Сломанный меч" [The Broken Sword] (1954; испр. 1971; рус. 1992),
"Операция "Хаос" [Operation Chaos] (1956-59; 1971; рус. 1991),
"Дети водяного" [Merman's Children] (1979; рус. 1992 - "Дети морского царя")
и сб. "Фэнтези" [Fantasy] (1981).
"Дьявольская игра" [The Devil's Game] (1980) - оккультный роман о сделке богача с дьяволом.
В соавт. с женой Карин А. (сольные р-зы "Тартесский договор", 1963; рус. 1971), "Пегий гиппогриф" (19..; рус. 1991) написан р-з "Котенок" (19..; рус. 1992) и создана серия "историч. фэнтэзи":
"Мать Рима" [Roma Mater] (1986),
"Женщина-галл" [Gallicenae] (1987),
"Дахут" [Dahut] (1987),
"Пес и волк" [The Dog and the Wolf] (1988) (см. История в НФ);
совместно супруги А. выпустили сб. - "Обмен с единорогом" [The Unicorn Trade] (1984) и "Армии земли эльфов" [The Armies of Elfland](1992).
В соавт. с Г.Диксоном создана серия об инопланетных "медвежатах" - хоках, органически не воспринимающих ложь, метафору, худож. обобщение (см. Инопланетяне): сб. "Бремя землянина" [Earthman's Burden] (1957), "Звездный принц Чарли" [Star Prince Charlie] (1975), сб. "Хока!" [Hoka!] (1983); с Г.Эклундом - роман "Наследники Земли" [Inheritors of Earth] (1951 - "Неполный супермен"; доп. 1974); с Милдред Броксон - роман-фэнтези "Демон острова Скаттери" [The Demon of Scattery] (1979).
Вл.Г.
Др. соч.:
"У них нет ни единого мира" [No World of Their Own] (1955; др. - "Долгий путь домой" [The Long Way Home]; рус. 1991 - "Долгая дорога домой").
"Планета, с которой не возвращаются" [Planet of No Return] (1956; др. - "Вопрос и ответ" [Question and Answer]; рус. 1992).
"Война двух миров" [The War of Two Worlds] (1959).
Сб. "Чужаки с Земли" [Strangers from Earth] (1961).
Сб. "Сумрачный мир" [Twilight World] (1961). "Временная ракета" [The Makeshift Rocket] (1958 - "Велосипед, построенный для заварки"; 1962).
Сб. "Не-человек" [Un-Man] (1962). "Щит" [Shield] (1963; рус. 1992).
Сб. "Время и звезды" [Time and Stars] (1964).
"Еще завоевать три мира" [Three Worlds to Conquer] (1964).
"Звездный лис" [The Star Fox] (1965; рус. 1992).
Дет. фэнтези - "Лиса, пес и гриффин" [The Fox, the Dog, and the Griffin] (1966).
"Мир без звезд" [World Without Stars] (1967).
Сб. "Рог времени" [The Horn of Time] (1968).
Сб. "Семь завоеваний" [Seven Conquests] (1969; др. - "Завоевания" [Conquests]).
Сб. "Предел без предела" [Beyond the Beyond] (1969).
Сб. "Легенды о летающих горах" [Tales of the Flying Mountains] (1963-65 - под псевд. Уинстон Сэндерс; 1970).
"Человек от двух миров" [The Bywolder] (1970).
"Сага о Хрольфе Краки" [Hrolf Kraki's Saga] (1973).
Сб. "Царица Ветра и Тьмы" [The Queen of Air and Darkness] (1973).
Сб. "Многие миры Пола Андерсона" [The Many Worlds of Poul Anderson] (1974; др. - "Книга Пола Андерсона" [The Book of Poul Anderson]).
"Зима мира" [The Winter of the World] (1975).
Сб. "Домой и далее" [Homeward and Beyond] (1975).
Сб. "Одомашненный" [Homebrew] (1976).
Сб. "Лучшее Пола Андерсона" [The Best of Poul Anderson] (1976).
"Конан-повстанец" [Conan the Rebel] (1979).
Сб. "Исследования" [Explorations] (1981).
Сб. "Победители" [Winners] (1981).
Сб. "Тьма меж звезд" [The Dark Between the Stars] (1981).
Сб. "Боги смеялись" [The Gods Laughed] (1982).
Сб. "Новая Америка" [New America] (1982).
Сб. "Конфликт" [Conflict] (1983). "Агент с Веги" [Agent of Vega] (1983).
Сб. "Прошедшее время" [Past Times] (1984).
Сб. "Диалог с тьмой" [Dialogue with Darkness] (1985).
Сб. "Космический народ" [Space Folk] (1989).
Сб. "Свет в пустоте" [Alight in the Void] (1991).
Сб. "Братство со звездами" [Kinship with the Stars] (1991).
Лит.:
Sandra Miesel "Against the Arrow of Time: The High Crusade of Poul Anderson" (1979).
Дополнительные материалы:
Вл. Гаков. Патрульный времени (из кн.: П. Андерсон. "Сломанный меч", Ангарск, "Амбер-Лтд", 1994)
П. Андерсон. Библиография (О. Колесников, 1991)
|