САЙМАК (SIMAK), Клиффорд (Дональд) (1904-1988).
Амер. прозаик, один из ведущих авторов "Золотого Века" англоязычной НФ. Род. в Милвилле (шт. Висконсин), учился в Ун-те шт. Висконсин в Мэдисоне, но не окончил его; работал репортером и ред. отдела новостей в гор. газете Миннеаполиса (шт. Висконсин), где и прожил всю жизнь; с 1977 г. на пенсии. Первая публикация - "Мир Красного Солнца" (1931).
Все тв-во С., одного из самых ярких (наряду с Р.Брэдбери ) представителей "пасторальной" темы в амер. НФ (см. Пастораль), певца контакта с "братьями по разуму" и духовной общности разл. цивилизаций во Вселенной, проникнуто идеей Галактической Школы, куда человечество вступает на положении "первоклассника" (см. Внеземная жизнь); на дальнейшую перспективу развития человеческой цивилизации автор, не чуждый сентиментальности, смотрит в целом оптимистично (см. Оптимизм и пессимизм). Исключение составляет одно из лучших произв. писателя, цикл новелл, впоследствии изд. как роман "Город" [City] (1944-47; 1951; Междунар. премия по фантастике-52; рус. 1974).
В духе высокочтимого им О.Стэплдона С. рассказывает легендарную сагу о семействе Вебстеров, последних "хранителей" Земли после грандиозного исхода человечества из земных городов на Юпитер (см. Солнечная ситема), причем неясно, существует ли оно по-прежнему, или полностью сошло с эволюционной лестницы; наследуют Землю разумные псы и роботы (образ верного механического слуги Дженкинса остается одним из самых запоминающихся в мировой НФ) (см. Зоология фантастическая, Эволюция). Финальная скорбная новелла, реквием по человеческой цивилизации - "Эпилог" (1973) - была спец. дописана С. для ант. "Эстаундинг: Мемориальная антология Джона Кэмпбелла" [Astounding: The John Campbell Memorial Anthology] (1973 - под ред. Б.Олдисса и Г.Гаррисона ).
Мн. р-зы С., ставшие хрестоматийными, составили cб. -
"Незнакомцы во Вселенной" [Strangers in the Universe] (1956),
"Миры Клиффорда Саймака" [The Worlds of Clifford Simak] (1960; др. - "Чужаки по соседству" [Aliens for Neighbours]),
"Проблемы с Тихо" [Trouble with Tycho] (1961),
"Все ловушки Земли" [All the Traps of Earth] (1962; др. - "Ночь пуудли" [The Night of Puudly]),
"Миры без конца" [Worlds Without End] (1964),
"Лучшие научно фантастические рассказы Клиффорда Саймака" [Best Science Fiction Stories of Clifford Simak] (1967),
"Сила воображения" [So Bright the Vision] (1968),
"Лучшее Клиффорда Саймака" [The Best of Clifford Simak] (1975),
"Схватка" [Skirmish] (1977),
"Фотограф-марафонец" [The Marathon Photograph] (1986),
"Брат" [Brother] (1986),
"С планеты" [Off-Plannet] (1988),
"Осенняя страна" [The Autumn Land] (1990).
Тв-во С.-рассказчика характеризуется свободным варьированием традиционных тем "твердой" (естественнонаучной) НФ с проблемами гуманитарными, при этом в фокусе авторского внимания неизменно находится "простой" человек, его психология. В р-зе "Правило-18" (1938) "лучшая спортивная команда всех времен" на самом деле прибыла из будущего (см. Путешествия во времени, Спорт и досуг); тема роботов и машин, обладающих "личностью", развита в р-зах - "Прелесть" (19..; рус. 1966; 1967), "Разведка" (1950; рус. 1970; 1976; др. - "Схватка"), "Все ловушки Земли" (1960; рус. 1968; 1970); миролюбивый, часто повторяющийся у С. вариант контакта - "не воевать, а торговать (в данном случае - с мирами иных измерений) - впечатляюще нарисован в классических р-зах - "Пыльная зебра" (1954; рус. 1966; 1967) и "Необъятный двор" (1958; "Хьюго" -59; рус. 1965). Проблемам экологии посвящен "Плацдарм" (1951; др. - "Вам никогда не вернуться домой"; рус. 1988), а один из самых запоминающихся в НФ "звездных ковчегов" описан в "Поколении, достигшем цели" (1953; рус.1965; 1967).
Разработку более "гуманитарных" и филос. тем С. начал с одного из ранних р-зов - "Создатель" (1935), герой к-рого - один из первых в мировой НФ "богоподобных" инопланетян (см. Религия). Проблемам искусства посвящены р-зы - "На Землю за вдохновением" (1941; рус. 1971) (см. Роботы), "Сила воображения" (1956; рус.1977; 1977) и "Театр теней" (1953; рус. 1972; 1973), а также лучший из поздних р-зов С. - "Грот танцующего оленя" (1980; "Хьюго"-81; "Небьюла"-80; "Локус"-81; рус. 1988) (см. Первые люди); "Денежное дерево" (1958; рус. 1966; 1972) - язвительная сатира на синдром потребительства (см. Экономика). Однако подлинную славу С. принесли др. новеллы - лирические, сочетающие "земную" пастораль, индивидуальные психол. драмы "маленького человека" с проблемами Галактической Школы, воспитания в космич. масштабе (см. Инопланетяне, Контакт, Психология), - "Сосед" (1954; рус. 1963; 1978), "Смерть в доме" (1959; рус. 1966; 1970; др. - "Друг в доме", "Когда в доме одиноко"), "Воспителлы" (1958; рус. 1970; 1970), "Детский сад" (1953; рус. 1967), "Иммигрант" (1954; рус. 1966; 1967; др. - "Кимон"), "Дом обновленных" (1963; рус. 1972; 1972).
На рус. яз. также переведены р-зы:
"Без своей жизни" (1959; рус. 1990),
"Ван Гог космоса" (19..; рус.1991),
"Ведро алмазов" (19..; рус. 1971; 1978),
"Ветер чужого мира" (19..; рус. 1984, 1991),
"Гуляя по улицам" (19..; рус.1991),
"Деревенский дурачок" (19..; рус. 1981),
"День перемирия" (19..; рус.1991),
"Достойный противник" (1956; рус. 1976; 1982; др. - "Достойный соперник"),
"Дурак в поход собрался" (1954; рус. 1967 др. - "Крестовый поход идиота"),
"Дурной пример" (1961; рус. 1974; 1978),
"Зеленый мальчик с пальчик" (1954; рус. 1981; др. - "Большой зеленый палец"),
"Земля осени" (19..; рус.1991),
"Золотые жуки" (19..; рус.1991),
"Игра в цивилизацию" (1958; рус. 1980; 1988),
"Изгородь" (1952; рус. 1982),
"Коллекционер" (19..; рус.1991; 1992),
"Кто там, в толще скал?" (1970; рус. 1970; 1978),
"Куш" (1956; рус. 1966; 1967),
"Маскарад" (1941; рус. 1957 - "Однажды на Меркурии"; 1992),
"Машина" (19..; рус. 1970; др. - "Штуковина"),
"Мираж" (19..; рус. 1978),
"Мир, которого не может быть" (1958; рус. 1972),
"Наблюдатель" (1944; рус. 1982),
"Ночь пуудли" (1951; др. - "Спокойной ночи, мистер Джеймс!"; рус. 1964),
"Операция "Вонючка" (1957; рус. 1965; 1967; др. - "Операция "Скунс"),
"Отец-основатель" (1957; рус. 1966; 1967),
"Поведай мне свои печали" (1960; рус. 1988; 1982; др. - "Я весь внутри плачу"),
"Подарок" (1951; рус. 1987; 1988),
"Сделай сам" (1954; рус. 1965; 1967; др. - "Компания "Сделай сам"),
"Специфика службы" (1960; рус. 1965; 1967),
"Торговля в рассрочку" (19..; рус. 1980),
"Упасть замертво" (1956; рус. 1990),
"Утраченная вечность" (1949; рус. 1982),
"Фактор ограничения" (1949; рус. 1966),
"Через речку, через лес" (1965; рус. 1967);
большинство переведенных произведений С. составило сб. -
"Прелесть" (1967),
"Сделай сам" (1967),
"Почти как люди. Рассказы" (1970),
"Заповедник гоблинов" (1972),
"Миры Клиффорда Саймака" (1978),
"Кольцо вокруг Солнца" (1982),
"Избранное" (1989).
"Всё живое..." (рус.1991),
"Город. Все живое" (рус.1991),
"Никто не идёт в одиночку. Принцип оборотня" (рус.1991),
"Пересадочная станция" (рус.1991),
"Снова и снова" (рус.1991),
"В безумии" (рус.1992),
"Все ловушки Земли" (рус.1992),
"Специфика службы" (рус.1992);
кроме того, начало выходить Собр. соч. писателя - "Избр. произв." в 5-и тт. (т.1 - 1992) и вышло полное Собр. соч. - "Миры Клиффорда Саймака (1992-1996).
Первый роман С. - "Космические инженеры" [Cosmic Engineers] (1939; испр. 1950; рус. 1990) - представляет собой достаточно заурядную "космическую оперу", однако в след. произв. писатель быстро выходит на свои выстраданные темы. Идеями равенства и братства космич. цивилизаций, "органических" и "механистических" (Оксфордский словарь ссылается на С., как на первого автора, применившего в совр. лит-ре слово "андроид"), проникнут роман "Время снова и снова" [Time and Again] (1951; др. - "Сначала он умер" [First He Died]; рус.1990 - "Снова и снова"; др. - "Туда и обратно", "Никто не идет в одиночку"). Параллельные миры и мутанты, разрушающие капиталистическую экономику Земли с помощью "вечной" технологии (см. Капитализм), определяют сюжет романа "Кольцо вокруг Солнца. Рассказ о завтрашнем дне" [Ring Around the Sun. A Story of Tomorrow] (1952-53; 1953; рус. 1982). Герой одного из лучших романов С., "Пересадочная станция" [Way Station] (1961 - "Здесь собираются звезды"; 1963; "Хьюго" -64; рус. 1989; 1990), - ветеран амер. Гражданской войны, получивший от инопланетян бессмертие, чтобы содержать своего рода тайный транзитный галактический вокзал; борясь с непониманием и враждебностью соотечественников, он старается приблизить день открытого вступления человечества в Галактическую федерацию (см. Контакт). В контакт, но на сей раз с параллельным миром, вступает юный герой романа "Вся плоть - трава" [All Flesh Is Grass] (1965; рус. 1968 - "Все живое...") (см. Дети). В романах - "Принцип оборотня" [The Werewolf Principle] (1967; рус. 1989; 1990) и "Заповедник гоблинов" [The Goblin Reservation] (1968; рус. 1971; 1972) тесно переплетаются сразу неск. уровней контакта - с космич. сверхразумом, с инопланетянами - доброжелательными и коварными, а также с "собственными" мифол. созданиями, искусственно созданными с помощью генной инженерии (см. Мифология в НФ). В целом во всех указанных романах проблемы контакта так или иначе, но разрешаются. В др. книгах ситуация далека от мирной идиллии - герой романа "Что может быть проще времени" [Time Is the Simpliest Thing] (1961; рус. 1982; 1989), обладающий способностью к телепатии, подвергается на Земле гонениям ("охота на ведьм" ведется против всех, обладающих экстрасенсорным восприятием); однако за ними будущее - но на др. планете, в то время как Земля с оставшимися "нормальными" людьми обречена на стагнацию (см. Энтропия); традиционный антагонизм между людьми и вторгшимися на Землю инопланетянами задает общий тонус романа "Почти как люди" [They Walked Like Men] (1962; рус. 1970) (см. Вторжение).
В последние два десятилетия романы С. продолжали выходить с высокой интенсивностью, делающей честь писателю-ветерану, однако их лит. качество заметно снизилось; следование излюбленным темам все чаще приводило к самоповторам (что не помешало писателю получить в 1976 г. почетный титул "Великого мастера", присуждаемый Ассоциацией американских писателей-фантастов). К темам религии (только не людей, а роботов) С. возвращается в романах "Выбор богов" [A Choice of Gods] (1972; рус. 1993), продолжающем тему "Города", и "Проект "Папа" [Project Pope] (1981), в к-ром конфликт знания и веры развертывается на изолированной планете Ватикан-17, населенной механическими "верующими" (см. Интеллектроника, Религия). "Герой" романа "Планета Шекспира" [Shakespeare's Planet] (1976) - звездолет, обладающий кибернетической "личностью" (см. Кибернетика, Освоение космоса). Инопланетяне в облике "черных ящиков" из романа "Посетители" [Visitors] (1980; рус. 1993) внешне заняты "чистым бизнесом", к-рый, однако, грозит Земле экономическим хаосом (см. Экономика). Роман "Где бродит зло" [Where the Evil Dwells] (1982; рус.199. - "Там, где обитает зло") - альтернативная история, в к-рой двухтысячелетняя Римская империя соседствует с "Пустынными Землями", где действует магия (см. История в НФ), что быстро сводит НФ роман до рутинной фэнтези.
Вл.Г.
Др. соч.:
"Империя" [Empire] (1951).
"Зачем возвращать их с небес?" [Why Call Them Back from Heaven?] (1967; рус. 1991 - "Зачем их звать с небес?"; др. - Зачем их звать обратно с небес?).
"Без царя в голове" [Out of Their Minds] (1970; рус.1992 - "В безумии"; др. - "Из их разума", "Порождения разума", "Исчадия разума").
"Игрушка судьбы" [Destiny Doll] (1971; 1991 - "Роковая кукла", др. - "Способ перемещения").
"Мир - кладбище" [Cemetery World] (1972-73; сокр. 1973; доп. 1983; рус.1991 - "Мир кладбища", др. - "Могильник").
"Дети наших детей" [Our Children's Children] (1974).
"Зачарованное паломничество" [Enchanted Pilgrimage] (1975; рус.1992 - "Волшебное путешествие").
"Наследие звезд" [A Heritage of Stars] (1977; рус.1991).
"Мастодониа" [Mastodonia] (1977; др. - "Морда кошки" [Catface]).
"Братство талисмана" [The Fellowship of Talisman] (1978; рус. неполн.1991; доп.1992).
"Специальное послание" [Special Deliverence] (1982).
"Шоссе вечности" [Highway of Eternity] (1986; др. - "Шоссе к вечности" [Highway to Eternity]).
Дополнительные материалы
Библиография К. Саймака (О. Колесников, 1991)
|