Энциклопедия фантастики scifi.spb.ru
Указатель    /    Предисловие    /    Авторы    /    Сокращения    /    Избранное    /    Публикация    /    О проекте    /    Контакты    



Алфавитный список авторов / критиков

ШЕКЛИ (SHECKLEY), Роберт

(р.1928).

Амер. прозаик, один из ведущих представителей сатирической и юмористической НФ США в 1950-60-х гг. Род. в Нью-Йорке, после службы в армии окончил Нью-Йоркский ун-т, рано начал писать; с 1951 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Последняя проверка" (1952). В конце 1970-х гг. неск. лет проработал ред. отдела прозы журн. "Омни" (Omni), после чего вел "кочевую" жизнь, постоянно меняя место жительства в США и Европе.

Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Ш. короткие р-зы, в осн., написанные в 1950-е гг. Большинство их представлено в сб. - "Нетронуто руками человека" [Untouched by Human Hands] (1954; испр. 1955), "Гражданин в космосе" [Citizen in Space] (1955), "Паломничество на Землю" [Pilgrimage to Earth] (1957), "Идеи: неограничены" [Notions: Unlimited] (1960), "Лавка бесконечности" [Store of Infinity] (1960), "Осколки космоса" [Shards of Space] (1962); более поздние р-зы включены в сб. - "Ловушка для людей" [The People Trap] (1968), "Что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?" [Can You Feel Anything When I Do This?] (1971; др. - "То же и вам - в двойном размере" [The Same to You Doubled]), "Омнибус Роберта Шекли" [The Robert Sheckley Omnibus] (1973), "Мой двойник - робот" [The Robot Who Looked Like Me] (1978), "Удивительный мир Роберта Шекли" [The Wonderful World of Robert Sheckley] (1979), "И люди занимаются этим?" [Is That What People Do?] (1984). Кроме того, выпущено "Собрание рассказов Роберта Шекли" в 5-и тт. [The Collected Short Stories of Robert Sheckley] (тт.1-5 - 1991).

Хотя в большинстве своем тв-во Ш.-рассказчика ограничено задорным, искрометным и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном "веселье" отчетливо слышны тревожные ноты, особенно это касается тех произв., где автор ставит под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами саморазрушения. В "Абсолютном оружии" (1953; рус. 1966; 1968) исследователи на Марсе, польстившись на местное сверх-оружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая нашедших его; та же идея является центр. в "Пушке, которая не бабахает" (1958; рус. 1983 - автором указан Финн О'Донован"; др. - "Не бабахает"). Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая агрессивность, к-рую "моралисты" пытаются канализировать, придав убийству форму легального контракта - "Ордер на убийство" (1954; рус. 1965; 1966), или массового спорта и досуга в будущем - как в одной из самых известных новелл Ш. - "Седьмая жертва" (1953; рус. 1978; 1989) (см. Криминология); после экранизации р-за (см. "Десятая жертва") Ш. опубл. новеллизацию сценария - "Десятая жертва" [Tenth Victim] (1966), а спустя 20 лет вернулся к теме в романах-продолжениях: "Первая жертва" [Victim Prime] (1987), "Охотник/Жертва" [Hunter/Victim] (1988). Изящный р-з "Бесконечный Вестерн" (1976; рус. 1984) посвящен демифологизации, в духе фильма М.Крайтона "Мир Дикого Запада ", еще одного кровавого амер. развлечения (см. Искусство).

Более мягким юмором проникнуты мн. р-зы, посвященные контакту и инопланетянам: "Не тронуто руками человека" (1952; рус. 1968 - "Где не ступала нога человека"), "Запах мысли" (1953; рус. 1966; 1968) (см. Биология, Зоология фантастическая, Мозг), "Пиявка" (19..; рус. 1971) (см. Вторжение, Энергия); культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести к трагедии - как это случилось в р-зе "Чудовища" (1953; рус. 1990) (см. Антропология, Чудовища). Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа к-рого одновременно являются и его "составными частями", образуя в совокупности исправный биомеханизм (см. Коллективный разум), нарисован в р-зах - "Специалист" (1953; рус. 1966; 1966; др. - "Ускоритель"), "Форма" (1953; рус. 1965; 1966; др. - "Экспедиция с Глома"). Др. неиссякающий источник вдохновения Ш.-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: "Мятеж шлюпки" (1955; рус. 1964; 1964; др. - "Бунт спасательной лодки"), "Особый старательский" (1959; рус. 1965; 1966; др. - "Спецзаказ Золотоискателя") (см. Венера), "Мой двойник - робот" (1973; рус. 1984), "Робот Рекс" (19..; рус. 1989) и др.; кибернетическая антиутопия, в к-рой преступников ловят и карают с помощью электронного "стервятника", изображена в "Страж-птице" (1953; рус. 1969; 1968); проблемам криминологии будущего посвящен также р-з "Вор во времени" (1952; рус. 1984) (см. Путешествия во времени). В шутливой "Битве" (1954; рус. 1971) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов (см. Боги и демоны, Религия); в отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в "Демонах" (1953; рус. 1966; 1966), герой р-за "Бухгалтер" (1953; рус. 1971; 1990) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии "нормальных" людей (см. Магия). С присущим Ш. блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в р-зах: "Идеальная женщина" (1954; рус. 1986; 1990; др. - "Совершенная женщина") (см. Женщины в НФ), "Паломничество на Землю" (1956; рус. 1963; 1964), "Язык любви" (1957; рус. 1968; 1988), "И люди занимаются этим?" (1972), "Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?" (19..; рус.1992).

На рус. яз. также переведены р-зы:
"Академия" (1954; рус. 1966),
"Алтарь" (1953; рус. 1990),
"Безымянная гора" (19..; рус. 1985; 1988),
"Билет на планету Транай" (1955; рус. 1968),
"Бремя человека" (1956; рус. 1966),
"Верный вопрос" (1953; рус. 1980; 1984; др. - "Задать глупый вопрос", "Задать вопрос"),
"Возле тихих вод" (19..; рус.1992),
"Все начинается с почесывания" (19..; рус.1992),
"Все проверяется на практике" (19..; рус.1991),
"Вымогатель" (1973; рус. 1984),
"Дипломатическая неприкосновенность" (1953; рус. 1970; 1984),
"Доктор Вампир и его мохнатые друзья" (197.; рус. 1979; 1985; др. - "Доктор вампир и его друзья"),
"Жертва из космоса" (195.; рус. 1990),
"Записки о Лангранаке" (19..; рус.1991),
"Записки по восприятию воображаемых различий" (19..; рус.1992),
"Заповедная зона" (1953; рус.1970; 1984; др. - "Запретная зона", "Чумной район"),
"Застывший мир" (19..; рус.1991; 1991),
"Зацепка" (1957; рус. 1981; 1986; др. - "Загвоздка"),
"Зачем" (19..; рус. 1968; 1992),
"Заяц" (19..; рус. 1966; 1966),
"Земля, воздух, огонь и вода" (1955; рус. 1965),
"Зирн остается без охраны" (19..; рус.1992),
"Игра с телом" (19..; рус.1992),
"Из луковицы в морковь" (197.; рус.1986; 1991; др. - "И это называется Рагу" (19..; рус.1992),
"Индетерминированный ключ" (1954; рус. 1983; 1983; др. - "Лексианский ключ", "Чистая прибыль"),
"Кое-что задаром" (1954; рус. 1966; 1966; др. - "Утилизатор"),
"Корабль должен взлететь на рассвете" (19..; рус. 1968; 1992),
"Кошмарный мир" (19..; рус. 1988; 1991; др. - "Добро пожаловать: стандарный кошмар", "Стандартный кошмар"),
"Лабиринт Редферна" (1968; рус. 1989),
"Лавка миров" (1959; рус. 1965; 1986; др. - "Склад миров", "Мир его стремлений", "Мир твоих снов"),
"Ловушка" (1968; рус. 1973; 1984; др. - "Капкан", "Ловушка для людей"),
"Мнемон" (19..; рус. 1990),
"Мусорщик на Лорее" (19..; рус. 1965; 1966),
"Наконец-то один" (19..; рус.1992),
"Не попробуешь - не узнаешь" (19..; рус.1992),
"Необходимая вещь" (1954; рус. 1981; 1984),
"Носитель инфекции" (1954; рус. 1990),
"О высоких материях" (19..; рус. 1983; 1987),
"Он назывался Смитом" (19..; рус. 1981; 1990),
"Опека" (1956; рус. 1966),
"Опытный образец" (1956; рус. 1966; 1966),
"Охота" (1955; рус. 1965; 1984; др. - "Проблема охоты", "Охотничий инстинкт"),
"Повар, официант, клиент" (19..; рус. 1987; 1991; др. - "Па-де-труа шеф-повара, официанта, клиента"),
"Поднимается ветер" (1957; рус. 1968),
"Поединок разумов" (1960; рус. 1987; 1989),
"Послание в Ад" (19..; рус.1992),
"Потенциал" (1953; рус. 1988),
"Потолкуем малость" (1965; рус. 1976),
"Похмелье" (1955; рус. 1968; 1968),
"Предварительный просмотр" (1977; рус. 1984),
"Предел желаний" (1953; др. - "Того же и вам вдвойне"; рус. 1989; 1990; др. - "А тебе вдвое больше"),
"Премия за риск" (1958; рус. 1962; 1970; др. - "Большая охота"),
"Призрак-5" (1954; рус. 1980; 1984; др. - "Абсолютная защита"),
"Проблема туземцев" (1956; рус. 1968; 1968),
"Прогулка" (19..; рус.1985; 1991),
"Рабы времени" (19..; рус.1992),
"Раздвоение личности" (1957; рус. 1969; 1987),
"Разрешите ворваться в ваш сон" (19..; рус. 1977 - "Извините, что я врываюсь в ваш сон"; 1990),
"Регулярность кормления" (1953; рус. 1990; 1990; др. - "Время кормления"),
"Рейс молочного фургона" (1954; рус. 1964 - "Космический фургонщик"; 1966),
"Ритуал" (19..; рус. 1966),
"Руками не трогать!" (1954; рус. 1978; 1986),
"Рыболовный сезон" (1953; рус. 1990; др. - "Сезон для рыбалки", "Сезон рыбной ловли"),
"Рыцарь в серой фланели" (1957; рус. 1968),
"Самое дорогое" (19..; рус.1991),
"Служба ликвидации" (19..; рус. 1964; 1964; др. - "Бюро устранения"),
"Спецраздел выставки" (19..; рус.1992),
"Стоимость жизни" (1952; рус. 1962; 1966),
"Судебное разбирательство" (195.; рус. 1978),
"Так начинаются эпидемии" (19..; рус.1992),
"Тело" (19..; рус. 1966; др. - "Голова профессора Майера"),
"Терапия" (19..; рус. 1967; 1987),
"Травмированный" (1952; рус. 1965),
"Три смерти Бена Бакстера" (1957; рус. 1959; 1966),
"Три сюжета" (19..; рус.1992),
"Утонченный вкус" (19..; рус.1992),
"Холодно - горячо" (19..; рус.1992),
"Царская воля" (1953; рус. 1965),
"Человекоминимум" (1958; рус. 1965; 1966; др. - "Минимум необходимого"),
"Человек по Платону" (19..; рус. 1973; 1973; др. - "Макс выполняет свой долг"),
"Четыре стихии" (19..; рус. 1968),
"Что-то в нас заложено" (1956; рус. 1963; др. - "Все, что вы есть"),
"Я и мои шпики" (1955; др. - "Гражданин в космосе"; рус. 1960; 1968; др. - "Рассказ о шпионах", "Эй, кто-нибудь").

Большинство переводов включено в сб. -
"Паломничество на Землю" (1968),
"Обмен разумов. Билет на планету Транай. Четыре стихии. Рассказы" (1968),
"Миры Роберта Шекли" (1984),
"Разрешите ворваться в ваш сон" (рус.1990),
"Язык любви" (рус.1990),
"Избранное" (рус.1991),
"Корпорация Бессмертия" (рус.1991),
"Ордер на убийство" (рус.1991),
"Три смерти Бена Бакстера" (рус.1991),
"Чумной район" (рус.1991),
"Избранные произведения" в 2-х тт. (тт.1-2 - рус.1992).

К крупной форме Ш. обращается реже, его "романы" (особенно поздние) являются лишь слегка замаскированными циклами связанных новелл. Первый роман, "Бессмертие по заказу" [Immortality Delivered] (1958-59 - "Убийца во времени"; 1958; доп. 1959 - "Корпорация "Бессмертие" [Immortality, Inc.]; рус. 1990), как явствует из названия, посвящен попыткам поставить на солидную коммерческую основу торговлю бессмертием; экранизирован в 1992 г. В "Цивилизации статуса" [The Status Civilization] (1960; рус. 1988; 1990; др. - "Тоже цивилизация", "Статус-цивилизация"), сложившейся на планете-тюрьме, оригинальная соц. иерархия делает конформистов общественными изгоями (см. Криминология, Социология). Написанный под влиянием Вольтера и О.Хаксли роман "Путешествие в послезавтра" [Journey Beyond Tomorrow] (1962; др. - "Путешествие Джоэниса" [The Journey of Joenes]; рус. фрагм. 1965 - "Интуиция"; фрагм. 1966; сокр. 1990 - "Хождения Джоэниса", "Хождение Джоэниса") повествует о процессе "просвещения" наивного и простодушного дикаря с островов Тихого океана в абсурдной антиутопии близкого будущего; полная язвительных ремарок относительно политики и социологии знакомого автору мира, книга тем не менее откровенно "буксует" из-за бесконтрольного стремления осмеять всех и вся, причем осмеять "щадяще" (что дало основание Б.Олдиссу остроумно назвать Ш. "Вольтером с содовой").

В блестящем по форме - а по существу абсурдистском и "черно-юмористическом" - романе "Обмен разумов" [Mindswap] (1966; рус. 1968) наметился окончательный уход Ш. из НФ в сопредельные жанры (см. Абсурдистская НФ). Его последующие работы, начиная с книги-мозаики - "Координаты чудес" [Dimensions of Miracles] (1968; рус. сокр. 1973; 1983); фрагм. - "Город-мечта на глиняных ногах" (1968; рус. 1968; др. - "Город - мечта, да ноги из плоти"), "Сколько стоит планета" (1968; рус. 1972; 1973; др. - "Планета по смете"); - подтвердили тенденцию: юмор писателя заметно иссяк, "почернел", а заумные, потерявшие былую легкость сюрреалистические конструкции (как правило, в ущерб логике и сюжету) быстро отодвинули одного из ведущих авторов НФ первого послевоен. десятилетия на периферию этой лит-ры.
К последним произв. Ш. относятся романы:
"Драмокл: межгалактическая мыльная опера" [Dramocles: An Intergalactic Soap Opera] (1983),
"Дополнительно на выбор" [Options] (1975; рус. фрагм. 1982; фрагм. 1990),
"Алхимический брак Алистэра Кромптона" [The Alchemical Marriage of Alistair Crompton] (1958 - "Шуточки"; доп. 1978; др. - "Кромптон Раздвоенный" [Crompton Divided]),
"Лабиринт Минотавра" [Minotaur Maze](1991),
повести - "Ксолотль" [Xolotl] (1991) и "Чужой звездный рой" [Alien Starswarm] (1991).
В соавт. с Р.Зелазни написаны романы "Принеси мне голову Прекрасного принца" [Bring Me the Head of Prince Charming](1991; рус. 1994), "Коль в роли Фауста тебе не повезло" [If at Faust You Don't Succeed] (1993; рус. 1996), а в соавт. с Г.Гаррисоном создан пародийный роман - "Билл - герой Галактики на планете закупоренных мозгов" [Bill, the Galactic Hero on the Planet of the Bottled Brains] (1990).
Ш. является также автором-составителем НФ альбома "Футурополис: невозможные города научной фантастики и фэнтези" [Futuripolis: Impossible Cities in Fantasy and Science Fiction and Fantasy] (1979) (см. Города).

Вл.Г.


Дополнительные материалы

Библиография Р. Шекли (О. Колесников, 1991)







Главный редактор энциклопедии - Вл. Гаков. Изображения книг - из библиотеки О. Колесникова.
При использовании материалов энциклопедии ссылка на scifi.spb.ru обязательна!
e-mail: in@scifi.spb.ru