ЛЕ ГУИН (LE GUIN), Урсула К(рёбер) (р.1929).
Видная амер. писательница и критик, ведущий автор НФ США 1960-80-х гг. (писала также поэзию, реалистическую прозу и произв. для детей). Род. в Беркли (шт. Калифорния), дочь известного ученого-антрополога Альфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер; окончила колледж Рэдклифф в Кембридже (шт. Массачусетс) и Колумбийский ун-т в Нью-Йорке с дипломом филолога, преподавала франц. лит-ру и яз. в Ун-те Мерсер (в Мэконе, шт. Джорджия) и Ун-те шт. Айдахо в Москве (шт. Айдахо); вела творческие курсы по НФ в ун-тах США, Австралии, Англии. Первая публикация - "Апрель в Париже" (1962; рус. 1979; 1980). Лауреат ряда высших премий в области дет. лит-ры; почетный д-р лит-ры мн. ун-тов США. Живет в Портленде (шт. Орегон).
Звезда Л., одна из самых ярких и самобытных на небосклоне амер. "мягкой" (гуманитарной) НФ, взошла в середине 1960-х гг., сразу после публикации первых произв. писательницы. Ее ранние работы были тесно связаны с "Хайнским" циклом (Хайн - гипотетическая сверхцивилизация, "прародительница" разумной жизни в Галактике (см. "Пантропия")), образуя органическую и богатую оригинальными деталями и находками историю будущего (см. Галактическая федерация). В отличие от П.Андерсона , Л.Нивена , Р.Хайнлайна и др. представителей право-технократического крыла амер. НФ Л. строит свою Галактическую федерацию - Лигу Миров, или Экумену (Ойкумену), на принципах гуманизма (что облегчено генетическим родством разумных рас в Галактике) и на особой, тщательно разработанной этике контакта, исключающей насильственное вмешательство (Лига не правит, а только координирует развитие всех цивилизаций, представляя собой своеобразную "галактическую школу") и серьезно ограничивающей "прогрессорскую" деятельность, сводя ее первоначально к индивидуальному контакту личностей, психологий, философий, культур (см. "Прогрессорство"). Экумена, чья история, описанная в 5 романах, 2 повестях и неск. р-зах, простирается на 2500 лет, начиная с 23-24 вв., является беспрецедентной в амер. НФ попыткой построить будущий "вселенский порядок" на принципах скорее гуманитарных, нежели торговых, технол. или политич. Произв. Хайнского цикла поражают богатством представленных в них культур (что неудивительно для автора, выросшего в семье антропологов и этнографов); также беспрецедентна в подобной лит-ре психол. глубина характеров - землян и инопланетян (см. Антропология).
Один из ранних р-зов Л., "Ожерелье Семли" (1964 - "Даури из Ангьяра"; рус. 1980 - "Ожерелье"), стал главой-прологом к первому (по времени выхода) роману Хайнского цикла - "Мир Роканнона" [Rocannon's World] (1966; испр. 1977; рус. 1988; 1991; др. - "Планета Роканнона"); герой - ученый-этнограф, посвятивший себя изучению примитивных культур далекой планеты и отдавший жизнь, спасая планету, "в обмен" на дар телепатии, к-рым обладали аборигены. Следующей в порядке внутренней хронологии идет повесть "Шире империй и медленнее" (1971; "Хьюго"-73; рус. 1993 - "Быстрее и медленнее империй"), в к-рой контакт с разумной растительной жизнью устанавливается благодаря иному особому дару - эмпатии (см. Биология, Миры НФ, Флора фантастическая, Экстрасенсорное восприятие). Действие романа "Планета изгнания" [Planet of Exile] (1966; рус. 1980) развертывается спустя тысячелетие на планете, где земная колония вынуждена, в союзе с мирными аборигенами, вести борьбу за существование, сталкиваясь с агрессивными ордами др. местной расы. Один из колонистов (или их потомков) становится героем третьего романа - "Город иллюзий" [City of Illusion] (1967; рус.1992): прибыв на Землю, оккупированную инопланетянами ("телепато-лжецами", принявшими облик землян), он с помощью природного умения распознавать "мысле-ложь" становится провозвестником скорого освобождения от захватчиков (см. Телепатия). Во всех трех книгах намечены осн. принципы оригинальной философии Л. - уникальное сочетание вост. даосизма, диалектики, структурной лингвистики, юнговских архетипов и зап. либерализма, - органично вплетенной в лит. контекст и, подобно фрагм. голограммы, отражающейся в каждом отд. элементе повествования.
Завершением своеобразной тетралогии - и, по мнению мн. критиков, венцом тв-ва Л. в целом - стал один из лучших романов амер. НФ последних десятилетий - "Левая рука Тьмы" [The Left Hand of Darkness] (1969; "Хьюго"-70; "Небьюла"-69; рус.1991). Герой Генли Аи - Посланник Экумены на заснеженной планете Гетен, или Зиме, служащей метафорой застывшего в историч. круговороте мира, не знающего слово "прогресс". Причина подобного "застоя" - из-за особых условий эволюции на планете сформировались андрогины (сексуально нейтральных большую часть жизни, но в особые периоды становящихся по прихоти случая "мужскими" или "женскими" особями); в цивилизации андрогинов, изначально лишенных внутренних половых поляризаций, отсутствуют механистические противопоставления: "света тьме", "прошлого будущему", "добра злу" и т.п., что приводит к своеобразной истории, культуре, лингвистике, религии и мифологии обитателей планеты (см. Биология, История в. НФ, Мифология в НФ, Психология, Секс. и эротика). Генли Аи пытается нащупать ниточку взаимопонимания (по неписаным этическим правилам Лиги - сначала обязательно индивидуального) и находит - преодолевая предрассудки, предубежденность, непонимание и культурные барьеры (все это олицетворено в худож. образе ледника, преодолеваемом героями в их мифол. путешествии-кольце), - друга, соратника и возлюбленного (или возлюбленную, что на планете Гетен все равно), местного сановника Эстравена, первым на планете понявшего гибельность самоизоляции от Экумены и ценой собственной жизни помогающего Посланнику в выполнении его миссии. Обычные для произв. Л. богатство и фантазия в изображении инопланетных культур в данном случае сведены к более "узнаваемым" (по земной истории) феодальному загнивающему гос-ву Кархайд, управляемому безумным монархом, и бурно развивающемуся тоталитарно-корпоративному Оргорейну, составляющим, как всегда у Л., очередную пару оппозиций, взаимно продолжающих друг друга (см. Миры НФ, Политика, Социология). К роману сюжетно примыкает поэтичный р-з "Король с планеты Зима" (1969; рус.1992; 1992).
Четыре романа вместе с повестью "Слово для "леса" и "мира" - одно" (1972; рус. 1980), также вписанной в рамки Хайнского цикла (однако читающейся и как намек на вьетнамскую войну), опубл. под одной обложкой в книге "Пять полных романов" [Five Complete Novels] (1985). Следующим крупным произв. цикла и нов. вершиной тв-ва писательницы стал сложный и многоплановый роман "Обездоленные" [The Dispossessed] (1974; "Хьюго"-75; "Небьюла"-74; рус. 1994), имеющий подзаголовок "двуликая утопия" и ставший классикой совр. утопической лит-ры. (В рамках внутренней хронологии цикла он занимает место романа-пролога.) Действие происходит на двух планетах-антагонистах - "капиталистическом" Уррасе и его спутнике Анарресе, некогда заселенном коммуной анархистов с Урраса (см. Коммунизм, Социология), сохраняющих взаимный нейтралитет (выраженный взаимной же полной изоляцией) по отношению друг к другу. Герой - гениальный анаресский физик Шевек, изобретатель "ансибла" (средства мгновенной "надпространственной" связи, обеспечившего материальные предпосылки к созданию Лиги Миров) - совершает первое за долгий историч. период путешествие на Уррас, и в сопоставлении двух миров и двух оппозиционных (и, как всегда у Л., взаимно дополняющих друг друга) политич. систем понимает достоинства и недостатки каждой. Тонко организованная худож. структура романа, почти растворившая в себе неизбежный в подобных произв. соц.-политич. "манифест", а также самобытная философия Л. (сочетающая "зап." и "вост." элементы) позволили создать своего рода эталонную - в смысле "открытости" - утопию-антиутопию, лишенную обычных в таких случаях дидактики и назидательности; вместе с тем очевидная аргументация в пользу (хотя бы и частичную) "коммуны" не имеет аналогов в зап. НФ последних десятилетий (см. Изобретения и открытия, Капитализм, Коммунизм, Коммуникации, Сверхсветовые скорости, Физика, Экономика).
Примыкающий к роману психол. р-з-пролог "За день до революции" (1974; "Небьюла"-74) посвящен основательнице анаресской коммуны (см. Женщины в НФ, Коммунизм, Политика); моральные проблемы сочетания цели и средств в достижении общественного идеала подняты в не принадлежащем Хайнскому циклу, близкому к чистой публицистике р-зе "Те, кто уходит из Омеласа" (1973; "Хьюго"-74; рус. 1988; 1990; др. - "Те, кто покидают Омелас") (см. Антиутопия, Утопия); худож. символ погружающегося, подобно Атлантиде, на дно океана совр. мира, подорванного собственными пороками, и поднимающегося навстречу из глубин мира нов. и неведомого определяет апокалиптическое настроение повести "Новая Атлантида" (1975; рус. 1990) (см. Апокалипсис, Политика). Среди др. повестей и р-зов Л., включенных в сб. - "Двенадцать румбов" [The Wind's Twelve Quarters] (1975), "Лучшее Урсулы Ле Гуин" [The Best of Ursula Le Guin] (1979), "Роза компаса" [A Compass Rose] (1982;"Локус" -83), "Бизоньи девчонки и другие представители животного мира" [Bufallo Gals and Other Animal Presences] (1971-87; 1987), - выделяются: "Мастера" (1963; рус. 1979; 1980), "Девять жизней" (1969; рус.1971; 1971) (см. Клоны), "Выше звезд" (1973; рус. 1990; др. - "Звёзды под ногами") (см. Астрономия и астрофизика, Наука), "Сур: краткий отчет об антарктической экспедиции "Ельчо" в 1909-1910 годах" (1982; "Локус"-83; рус. 1990), "Бизоньи девчонки, выходите вечерком" (1987; "Хьюго"-88; Всемирная премия фэнтези-88) - история героини, встретившейся с духами-животными из индейских мифологии и фольклора (см. Зоология фантастическая, Мифология в НФ); "Автор рукописи на семенах акации и другие статьи из журнала Ассоциации теролингвистики" (1974; рус. 1988; др. - "Автор "Записок на семенах акации") (см. Лингвистика).
На рус. яз. также переведены р-зы:
"Вещи" (19..; рус.1991),
"Два дома профессора" (1982; рус. 1989),
"Крошка Энн" (1990; рус.1990),
"Направление дороги" (1974; рус. 1982; 1983),
"Одержавший победу" (19..; рус.1992),
"Путешествие вглубь сознания" (19..; рус.1991),
"Укравший имя" (19..; рус.1991),
"Шкатулка, в которой была тьма" (19..; рус. 1992).
Переводы произв. Л. составили сб. -
"Планета изгнания" (рус.1980),
"Левая рука Тьмы" (рус.1992; др.состав - 1992),
"Ожерелье планет Эйкумены" (рус.1992),
"Планета изгнания. Слово для "леса" и "мира" одно. Рассказы" (рус.1992),
"Хейнский цикл" (рус.1992).
Не меньшего успеха добилась Л. в жанре фэнтези, занимающей в тв-ве писательницы едва ли не самое значимое место (хотя книг-фэнтези она написала меньше, чем НФ). В первую очередь успех связан с ныне классической серией романов о Земноморье: "Волшебник Земноморья" [A Wizard of Earthsea] (1968; рус. 1990 - "Маг Земноморья"; др. - "Волшебник Земноморья", "Колдун архипелага"), "Могилы Атуана" [The Tombs of Atuan] (1971; рус.1992 - "Гробницы Атуана"; др. - "Могилы Атуана"), "Дальний берег" [The Farthest Shore] (1972; рус.1992 - "К дальнему брегу"; др. - "На последнем берегу", "Самый дальний берег"); изд. под одной обложкой в сб. "Земноморье" [Earthsea] (1977;; рус.1992 - сб. "Волшебник Земноморья"; др.состав - 1992); в последние годы написан завершающий роман серии - "Техану: последняя книга о Земноморье" [Tehanu: The Last Book of Earthsea] (1990; "Небьюла"-90; "Локус"-91; рус. 1994). Действие развертывается на островах неведомой страны, где "работает" магия (описанная, однако, столь старательно и внутренне непротиворечиво, что можно говорить о ней, как об альтернативной науке), а герой - мальчик по имени Гед - проходит все ступени посвящения в маги; в заключительном романе серии дало себя знать все более крепнущее увлечение Л. идеями феминизма: потерявшего свою чудесную силу героя сменяет героиня (см. Дети, Женщины в НФ, Феминистская НФ). К серии о Земноморье также относятся рассказы:
"Слово освобождения" (1964; рус. 1990; др. - "Освобождающее заклятье"),
"Правило имен" (19..; рус.1992; 1992).
Вся тетралогия вместе с рассказами изд. под одной обложкой в сб. "Земноморье" (1994).
Др. ярким примером фэнтези Л. является совр. "гор. сказка" - "Место, где все начинается" [The Beginning Place] (1980; др. - "Порог" [Threshold]; рус. 1989), юные герои к-рой бегут от рутинной обыденности окружающей жизни в "сокровенное место", параллельный мир, скрывающий загадочную, во мн. противоречивую утопию. Заслуги Л. в развитии жанра фэнтези принесли писательнице в 1979 г. премию "Гандальф".
Перу Л. принадлежит также ряд внесерийных книг. Герой написанного в манере Ф.Дика романа "Оселок небес" [The Lathe of Heaven] (1971; рус.1991 - "Станок небес"; 1993 - "Гончарный круг неба") обладает уникальным даром во сне изменять окружающую реальность, и основной проблемой для него и изучающего его психолога становится контроль над сновидениями, приносящими все более кошмарные результаты (см. Мозг, Параллельные миры, Психология); экранизирован на телевидении (см. "Оселок небес"). Повесть "Глаз цапли" [The Eye of the Heron] (1978) и самый объемный из романов Л., "Всегда возвращаясь домой" [Always Coming Home] (1985), продолжают, хотя и с меньшим успехом, утопические поиски писательницы, все более приобретающие феминистский уклон (см. Женщины в НФ, Феминистская НФ); последний роман, действие к-рого происходит в Калифорнии близкого будущего, пережившей глобальную катастрофу, отличает обстоятельность в обрисовке культурного фона (приложены даже кассеты с записью "местной" музыки), однако результаты этого масштабного эксперимента в "культурной антропологии" по меньшей мере противоречивы.
В вымышленную цент.-европ. страну помещены сюжеты квазиисторич. романа "Малафрена" [Malafrena] (1979) и связанных с ним новелл из сб. "Орсинийские рассказы" [Orsinian Tales] (1976), в остальном не имеющих отношения ни к НФ, ни к фэнтези (см. История в НФ); также отсутствуют фантаст. элементы в повести для подростков - "Далеко-далеко отовсюду" [Very Far Away from Anyway Else] (1976; рус. 1983). Романы "Оселок небес", "Обездоленные" и сб. "Двенадцать румбов ветра" объединены в сб. "Оселок небес. Обездоленные. Двенадцать румбов ветра" [The Lathe of Heaven. The Dispossessed. The Wind's Twelve Quarters] (1992); повести "Глаз цапли" и "Слово для "леса" и "мира" - одно" объединены в один том - сб. "Глаз цапли. Слово для "леса" и "мира" - одно" [The Eye of Heron. The Word for World Is Forest](1991).
Значительно активизировавшееся в последнее десятилетие лит.-критическое тв-во Л. нашло отражение в многочисленных, часто резких статьях, составивших сб. - "Языки ночи: эссе о фэнтези и научной фантастике" [Languages of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction] (1979; испр. 1989) и "Танцы на краю мира: мысли о словах, женщинах, местах обитания" [Dancing at the Edge of the World; Thoughts on Words, Women, Places] (1989). В 1989 г. Ассоциация "Исследователи научной фантастики" присудила Л. ежегодную премию "Пилигрим".
Вл.Г.
Лит.:
George E.Slusser "The Farthest Shores of Ursula K. Le Guin" (1976).
"Ursula K.Le Guin: A Critical Study" (ed. by Martin H.Greenberg & Joseph Olander) (1979).
"Ursula K.Le Guin: The Voyager to Inner and Outer Space" (ed. by Joseph. W. De. Bolt) (1979).
Barbara J.Bucknall "Ursula K.Le Guin" (1981).
Charlotte Spivack "Ursula K.Le Guin" (1984).
James Blittner "Approaches to the Fiction of Ursula K. Le Guin" (1985).
"Ursula K.Le Guin" (ed. by Harold Bloom) (1986).
Bernard Selinger "Le Guin and Identity in Contemporary Fiction" (1988).
Elizabeth Cummins "Understanding Ursula K.Le Guin" (1990).
Дополнительные материалы
Вл. Гаков. Тени на снегу - из книги "У. Ле Гуин. Левая рука тьмы" (1991)
|