ГРИН, Александр Степанович (псевд. Александра Степановича Гриневского) (1880-1932).
Видный рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров (романтической прозы), ныне один из самых читаемых отечественных авторов, создатель уникального худож. мира, чье тв-во близко и к фэнтези, и к утопии, и к лит-ре о сверхъестественном. Род. в г.Слободский (Вятской губ.), провел тяжелое детство, перепробовал множество профессий: был матросом, грузчиком, золотоискателем, лесорубом, плотогоном, маляром, гасильщиком нефтяных пожаров, выступал шпагоглотателем в бродячем цирке. Записался в армию, дважды бежал из батальона; увлекшись эсэровской пропагандой, занялся революционной деятельностью, подвергался тюремному заключению и ссылкам (выбрал лит. псевд., потому что разыскивался полицией). Печататься начал с 1906 г.; с 1910-х гг. - професс. писатель. После Окт. революции держался вызывающе в стороне от "генеральной линии" сов. лит-ры, встречая непонимание и неприязнь критики (хотя избежал той травли, к-рая досталась Е.Замятину, М.Булгакову и др. "неприсоединившимся"); результатом стало постепенное отлучение Г. от лит-ры и читателей. Умер в Старом Крыму от рака, в нищете и одиночестве.
Пик читательской популярности Г. пришелся на период хрущевской "оттепели" (незадолго до этого, в разгар кампании против "безродных космополитов", произв. писателя были вычеркнуты из планов изд-в, не выдавались в б-ках); в 1960-х гг., на волне нов. роматического подъема в стране Г. превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя. Тогда же выяснилось, что мн. аспекты его тв-ва - выдуманная писателем, никогда не существовавшая на геогр. картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и худож. совершенная (см. Миры НФ), также пронизывающая почти все гл. произв. фантастика (в широком спектре - от НФ до фэнтези, готического романа и "лит-ры ужасов") и общая романтическая недосказанность, - позволяют считать Г. одним из недооцененных при жизни основоположников сов. фантаст. лит-ры. В то же время его проза с трудом поддается точной жанровой классификации, и всякая привязка к уже существующим "ярлычкам" неизбежно приведет к искажению реального - уникального - места Г. в отечественной лит-ре.
В сов. время вышли 11 сб. р-зов Г., а также крупные вещи - "повесть-феерия" "Алые паруса" (1923) и романы: "Блистающий мир" (1923; 1924), "Золотая цепь" (1925; 1926), "Сокровище Африканских гор" (1927), "Бегущая по волнам" (1928), "Джесси и Моргиана" (1929), "Дорога в никуда" (1930). Попытки объединить их предпринимались еще до революции - Собр. соч. в 3-х тт. (1913), незаконченное ПСС в 15-и тт. (1928-29) - и были продолжены в последние десятилетия: Собр. соч. в 6-и тт. (1965) и др. Хотя ряд специалистов вообще склонен отрицать принадлежность Г. к фантаст. лит-ре, ее элементы легко различимы во всем его тв-ве. Мн. герои обладают фантаст. способностями (см. Сверхчеловек): ходят по воде, "аки по суху" - "Огненная вода" (1917), "Бегущая по волнам" (см. Женщины в НФ); летают как птицы - "Состязание в Лиссе" (1921), "Блистающий мир"; им присущ дар ясновидения (см. Предвидения, Экстрасенсорное восприятие) - как в р-зе "Путь" (1911), или чудовищная сила - как в р-зе "Гатт, Витт и Редотт" (1924); однако все эти свойства никак науч. не обоснованы и представляют собой худож. прием "символической" (по определению самого Г.) прозы. Однако можно обнаружить в ней и прямое использование элементов НФ: в "Золотой цепи" действует робот -слуга, а в р-зе "Серый автомобиль" (1925), приближающемся к жанру "лит-ры ужасов", - еще одна механическая "кукла", ополчившаяся на своего создателя (см. Андроиды, Женщины в НФ, Мистицизм и оккультизм).
Более чем вольная экранизация последнего р-за (см. "Господин оформитель") имеет минимальное отношение к первоисточнику; выход фильма подытожил череду многочисленных и - за исключением, м.б., нефант. фильма "Алые паруса" (1961) - откровенно неудачных отечественных экранизаций Г. (см. "Бегущая по волнам", "Блистающий мир", "Золотая цепь"). Методы комбинированной съемки позволяли показать летящего человека, в то время как, по характеристике самого Г., "это вовсе не человек летает, это парение духа!" (о романе "Блистающий мир"). Худож. мир Г. по-своему утопичен, идеален и населен часто идеальными героями, нашедшими свое счастье и воплотившими в жизнь свои грезы, - и этим принципиально отличается от мира произв. Э.По и А.Бирса, с к-рыми писателя чаще всего сравнивают (см. Оптимизм и пессимизм). Влияние его на отечественную НФ - в осн., косвенное, однако "в значительной мере ему мы обязаны тем, что наша фантастика, отсвечивающая металлом звездолетов и счетнорешающих машин, потеплела в 50-60-е годы человеческими страстями" (А.Бритиков).
В.Р.
Лит.:
В.Ковский "Александр Грин. Преображение действительности" (1967).
В.Ковский "Романтический мир Грина" (1969).
Е.И.Прохоров "Александр Грин" (1970).
"Воспоминания об Александре Грине" (1972).
В.В.Харчев "Поэзия и проза Грина" (1975).
Л.Михайлова "Александр Грин. Жизнь. Личность" (1972; доп. 1980 - "Александр Грин. Жизнь. Личность. Творчество").
Н.А.Кобзев "Роман Александра Грина" (1983).
Ц.Вольпе "Искусство непохожести" (1991).
|