Энциклопедия фантастики scifi.spb.ru
Указатель    /    Предисловие    /    Авторы    /    Сокращения    /    Избранное    /    Публикация    /    О проекте    /    Контакты    



Алфавитный список авторов / критиков

БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич

(1891-1940).

Выдающийся рус. сов. писатель и драматург, известный также произв. др. жанров; один из самых значительных авторов сов. лит-ры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить. Род. в Киеве, в семье преподавателя Киевской Духовной акад., окончил мед. ф-т Киевского ун-та, работал земским врачом; во время Гражданской войны неоднократно мобилизовывался (в своем професс. качестве) разл. политич. силами Юга России, в 1921 г. окончательно обосновался в Москве, где, сменив ряд профессий, занялся журналистской и лит. деятельностью (постоянный фельетонист газ. "Гудок" с 1923 г.). Печататься начал с 1920 г. (очерки в эмигрантской газ. "Накануне", изд. в Берлине). Быстро достиг успеха и признания, в осн., своими пьесами, у читателей и зрителей; параллельно росло неприятие тв-ва Б. у критиков и "коллег"-драматургов, подкрепленное политич. обвинениями в адрес "идеолога Белого движения", оно вылилось со временем в систематическую травлю. Судьбу писателя во мн. определили противоречивые отношения с И.В.Сталиным: последний испытывал явное пристрастие к пьесам Б., хотя открыто называл их контрреволюционными, не выпускал автора за границу, тем более не способствовал продвижению его произв.; однако Б. было "позволено" избежать ареста и умереть от болезни в собственной квартире. (О том, что Б. не смог преодолеть иллюзий относительно фигуры Сталина, свидетельствует пьеса "Батум" о юности "вождя", резко выпадающая из общего контекста тв-ва Б.).

Фантастика пронизывает большинство прозаических произв. Б., что позволяет в ретроспективе (две его самые значительные фантаст. книги увидели свет сравнительно недавно) назвать их автора классиком сов. НФ лит-ры; сам Б. охарактеризовал себя как "мистического писателя". Общая направленность его НФ произв. обусловлена отношением автора к Сов. власти: писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам сатирической НФ относятся повести - "Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя" (1924) и "Роковые яйца" (1925); объединены в сб. "Дьяволиада" (1925). Первая повесть, написанная в духе фантастики Н.Гоголя и Ф.Кафки (хотя последнего Б., разумеется, в то время читать не мог) и рассказывающая о "маленьком человеке", раздавленном фантасмагорической машиной гос. бюрократии, прошла малозамеченной; зато вторая вызвала шквал обвинений и похвал (тираж сб. был конфискован, а след. изд. состоялось лишь в 1988 г.). Формально это история НФ изобретения и открытия (ускорение роста клеток под влиянием "лучей жизни"), к-рое - из-за подчеркнутого Б. специфического отечественного разгильдяйства и авантюризма (в нем критик А.Воронский прозорливо разглядел "коммунистический эксперимент" вообще) - привело к катастрофе: вместо кур-рекордисток из яиц вылупляются апокалипсические змеи-гиганты (см. Биология, Зоология фантастическая).

Еще большим мастерством и более резкой соц. направленностью отличается написанная в 1925 г. повесть "Собачье сердце" (1987), более 60 лет пребывавшая в "самиздате"; экранизирована (см. "Собачье сердце"). В данном случае внешняя НФ канва - мед. эксперимент по пересадке человеческого гипофиза псу Шарику и быстрая "эволюция" последнего в человека, точнее, в пародию на человека (см. Медицина, Наука) - не скрывает прозрачного саркастического намека на широко пропагандируемые идеи "ускоренного создания нов. человека": фамилия законченного мерзавца и демагога Шарикова, удивительно легко нашедшего "экологическую нишу" в сов. действительности, в конце 1980-х гг. стала нарицательной (см. Социализм). В более широком плане повесть Б. развивает поп. тему НФ об искусственном существе, восставшем против своего создателя.

Гл. произв. Б. и одно из худож. достижений рус. и мир. лит-ры 20 в. - многоплановый филос.-фантаст. роман "Мастер и Маргарита" (сокр. 1966-67; 1973) - создавался в 1929-40 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рук. была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: "Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на мн. языки придали тв-ву Б. "мировой резонанс" (М.Чудакова). Жанр романа, его уникальная многослойная структура, делающая книгу доступной для читателей с разл. уровнем культурного багажа (в т.ч. разной степенью знаний в области философии и религии) - эту открытость, принципиальную "неэлитарность" произв. Б. хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А.Зеркалов (см. А.Мирер); разбросанные по тексту многочисленные аллюзии, лит., историч. и культурные ассоциации, - вызвали широкий веер интерпретаций (от "иконоборческого" до "христ.-апологетического" и "мистического") и неутихающую по сей день полемику. В романе переплетаются две осн. сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. (см. Боги и демоны, Магия, Сверхъестественное) и трагическая, воспринимаемая как автобиогр., история писателя, автора романа об Иисусе Христе (см. История в НФ, Религия); при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и худож. близка к совершенству, в то время как "моск." страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Б. размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане - мессии) и об-ва. При всей сложности роман Б. за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

Б. также предприняты попытки использования фантаст. тем и сюжетов в драматургии (см. Театр НФ), однако его фантаст. пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне (см. Последний человек на Земле) составляют фон "Адама и Евы" (рук. 1931; 1971 - Париж; 1987); "пародию на Ж. Верна " (а по сути - на весь "социалистический эксперимент") представляет пьеса "Багровый остров" (рук. 1931; 1971 - Париж; 1987). В двух пьесах Б. - "Блаженство" (рук. 1934; 1966) и "Иван Васильевич" (рук. 1934-36; 1965) - применен прием путешествий во времени: в первой (малоудачной) современники перебрасываются в будущее; во второй - в прошлое (см. История в НФ); вторая повесть экранизирована (см. "Иван Васильевич меняет профессию").

В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-90).

Вл.Г., В.Р.

Лит.:
Л.Яновская "Творческий путь Михаила Булгакова" (1983).
М.Чудакова "Жизнеописание Михаила Булгакова" (1988; доп. 1988).
"Воспоминания о Михаиле Булгакове" (1988).
А.Зеркалов "Евангелие Михаила Булгакова" (1988 - США).
Л.Е.Белозерская-Булгакова "Воспоминания" (1990).
А.З.Вулис "Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (1991).
Б.В. Соколов "Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (1991).
Л.М. Яновская "Треугольник Воланда" (1992).






Главный редактор энциклопедии - Вл. Гаков. Изображения книг - из библиотеки О. Колесникова.
При использовании материалов энциклопедии ссылка на scifi.spb.ru обязательна!
e-mail: in@scifi.spb.ru