ГОЛДИНГ (GOLDING), Уильям (Джеральд) (1911-1993).
Видный англ. прозаик, один из ведущих послевоен. прозаиков Великобритании. Род. в дер. Сент-Колумб-Майнор (гр. Корнуолл), после окончания Оксфордского ун-та работал строителем и участвовал в театр. постановках, во время войны служил в Королевских ВМС, имеет воен. награды; демобилизовавшись, преподавал язык и лит-ру в школе. Писать начал в конце 1930-х гг., но только после войны завоевал репутацию одного из крупнейших авторов совр. филос. прозы. Лауреат Нобелевской премии (1983). Почетный д-р лит-ры мн. англ. ун-тов (включая Оксфордский) и Ун-та Сорбонны, член Королевского об-ва.
Всемирную славу принес Г. его первый роман, филос. притча "Повелитель мух" [Lord of the Flies] (1954; рус. 1969; 1981), герои к-рого, англ. школьники в результате авиакатастрофы (дело происходит сразу после нач. нов. мировой войны) оказываются на необитаемом острове; экранизирован (см. "Повелитель мух"). Сюжет "робинзонады" Г. использует для построения одной из самых оригинальных антиутопий в мировой лит-ре, в центре к-рой - внутренняя "инволюция" от цивилизованности к варварству, глубокие и выстраданные размышления о Зле, гнездящемся в подсознании каждого, а также об инстинкте толпы и предрасположенности совр. человека к стадному поведению, управляемому "лидерами" (см. Антифашистская НФ, Близкое будущее, Дети, Эволюция). Действие след. романа Г., "Наследники" [The Inheritors] (1955; рус. 1981), происходит в доисторич. эпоху и повествует о вытеснении неандертальцев более успешными кроманьонцами; события преломлены через восприятие "уходящих", что позволяет автору, полемизируя с р-зом Г.Уэллса "Племя Серого Медведя" (1921; рус. 1966 - "Это было в каменном веке"), трезво оценить двойственный "успех" прогресса (см. Антропология, Первые люди, Оптимизм и пессимизм). Оба романа, относимые к НФ чисто условно, тем не менее оказали на нее огромное влияние.
Герой повести "Чрезвычайный посол" (1956; рус. 1989; 1990), переделанной в пьесу "Медная бабочка" [The Brass Butterfly] (1957; испр. 1958), гениальный антич. изобретатель, предлагает римскому императору проекты парового двигателя, ружья, кастрюли-скороварки и печатного станка; оценив возможные последствия такого "подстегивания" Прогресса, мудрый правитель кладет все эти изобретения и открытия под сукно (см. История в НФ, "Прогрессорство"). Опасности, драмы и взлеты, связанные с безграничностью амбиций человека и зыбкостью его существования на Земле, составляют филос. основу одного из лучших романов Г. - "Шпиль" [The Spire] (1964; рус. 1968; 1981); сюжетно это история строительства ср.-век. храма, воздвигаемого на болоте.
Вл.Г.
Др. соч.:
Сб. "Бог-скорпион" [The Scorpion God] (1971).
Лит.:
Samuel Hynes "William Golding" (1964).
James R. Baker "William Golding: A Critical Study" (1965).
Bernard S. Oldsey & Stanley Weintraub "The Art of William Golding" (1965).
Bernard F.Dick "William Golding" (1967).
Mark Kinkead-Weeks & Ian Gregor "William Golding: A Critical Study" (1967).
Leighton Hodson "William Golding" (1969).
Howard S.Babb "The Novels of William Golding" (1970).
Jack I.Biles "Talk: Conversations with William Golding" (1970).
Virginia Tiger "William Golding: The Dark Fields of Discovery" (1974).
Stephen Medcalf "William Golding" (1975).
"William Golding: Some Critical Considerations" (ed. by Jack I.Biles & Robert O.Evans) (1978).
Arnold Johnston "Of Earth and Darkness: The Novels of William Golding" (1980).
|