ДИЛЭНИ (DELANY), Сэмюэл Р(эй) (р.1942).
Амер. прозаик, поэт, критик и ученый-литературовед, один из лидеров "Новой Волны" в НФ США 1960-70-х гг. Род. в Нью-Йорке, окончил Гор. колледж Нью-Йорка; преподавал лит-ру в колледжах; с 1987 г. - проф. Ун-та шт. Массачусетс в Эмхерсте; рано начал писать. Первая публикация - роман "Драгоценности Эптора" [The Jewels of Aptor] (1962; доп. 1968; испр. 1971). Живет в Нью-Йорке. Обстоятельства жизни Д. (с особым подчеркиванием его цвета кожи и бисексуальности) отражены в автобиогр. книгах - "Движение света в воде: секс и научная фантастика в Ист-Вилледж, 1957-1965" [The Motion of Light in Water: Sex and Science Fiction in the East Village, 1957-1965] (1988; "Хьюго"-89) и "Небесный завтрак: эссе на тему зимы любви" [Heavenly Breakfast: An Essay on the Winter of Love] (1979).
Бурно стартовав в конце 1960-х гг., Д. быстро выдвинулся в первые ряды нов. поколения амер. НФ (вместе с Р.Зелазни, У.Ле Гуин, Р.Силвербергом и др.) и по сей день остается одним из самых ярких и "лит." авторов "мягкой" (гуманитарной) НФ, поэтом-интеллектуалом, чье пронизанное мифол. и культурологическими аллюзиями тв-во вызывает неизменный восторг у критиков - структуралистов и постмодернистов (см. Мифология в НФ). Уже в ранних романах Д. - "Баллада о Бете-2" [The Ballad of Beta 2] (1965; испр. 1977; рус.1992; 1992), "Имперская звезда" [Empire Star] (1966; испр. 1977); вместе с тремя р-зами переизд. в сб. - "Дальние звезды" [Distant Stars] (1981); а также трилогии - "Пленники огня" [Captives of the Flame] (1963; испр. 1968 - "Вне мертвого города" [Out of the Dead City]), "Башни Торона" [The Towers of Toron] (1964; испр. 1968), "Город тысячи солнц" [The City of a Thousand Suns] (1965; испр. 1969); объединены в одном томе - сб. "Падение башен" [The Fall of the Towers] (1970; рус.1992); - присутствует любимый сюжетный мотив автора: поиск (часто в форме необыкновенного путешествия или нов. версии старых мифов) героем своего "я", смысла существования, истинного языка общения, веры или творческого вдохновения. Герой "Баллады о Бете-2" - студент-антрополог - исследует язык и содержание фольклорной песни, оставшейся от культуры, представители к-рой некогда покинули Землю на "звездном ковчеге" (см. Антропология, Искусство, Лингвистика, Музыка).
Подлинный успех пришел к Д. за сравнительно короткий промежуток времени 1966-69 гг., когда вышли гл. произв. писателя. Героиня романа "Вавилон-17" [Babel-17] (1966; испр. 1969; "Небьюла"-66; рус.1991), как и "Имперской звезды", - поэтесса, занятая расшифровкой перехваченного радиопослания инопланетян, причем "реконструкция" стоящей за посланием реальности в значительной степени зависит от субъективных эмоций и переживаний героини (см. Женщины в НФ, Искусство, Коммуникации, Лингвистика). Богатая мифол. "начинка" "Сечения Эйнштейна" [The Einstein Intersection] (1967; "Небьюла"-67; рус. 1993 - "Пересечение Эйнштейна") просматривается даже сквозь сюжет-камуфляж: инопланетяне принимают телесный облик окончательно исчезнувших людей Земли (остается неясным, по какой причине), а для более полного "духовного слияния" с доставшимися им в наследство материальными артефактами навсегда ушедшей культуры унаследовали и ее мифы, традиции и предрассудки; среди героев-"аватар" - Ринго Старр, Билли Кид, Иисус Христос и др., а гл. персонаж - негр-музыкант - олицетворяет собой одновременно Орфея и Тесея (см. Искусство, Музыка, Мифология в НФ). Точно так же огонь вспыхнувшей звезды в романе "Новая" [Nova] (1968; рус.1991 - "Нова") - сюжетно достаточно тривиальной "космической оперы" - символизирует и огонь Прометея и сияние чаши Грааля (см. Астрономия и астрофизика, Мифология в НФ).
Нов. этап тв-ва Д. начался с выхода объемного и во мн. противоречивого романа "Далгрен" [Dhalgren] (1975; испр. 1977), ставшего бестселлером (этому способствовало восприятие романа значительной частью читателей как шокирующего и стилистически виртуозного романа "основного потока" - mainstream, а не как НФ). Герой, подобно мн. персонажам Д., - подросток-маргинал с зачатками худож. таланта и склонностью к насилию; его неожиданное появление в городе Беллона, оплоте беззакония, преступности и прочих пороков (хотя над городом и встают две луны, облик США близкого будущего легко узнаваем), борьба с соперниками, сексуальные приключения и работа над собственным романом под названием "Далгрен" составляют сюжет, хотя фактически таковым является бесконечный поток сознания героя - выразителя настроений совр. молодежной контркультуры (см. Криминология, Секс и эротика). Напротив, роман "Тритон" [Triton] (1976) написан в более традиционной манере, представляя "веер" будущих утопий на обжитых планетах Солнечной системы, отличающихся в осн. по сексуальному признаку - "гомотопия", "гетеротопия" и т.д.
Среди др. произв. Д. последнего периода выделяется роман "Звезды в карманах, как песчинки" [Stars in My Pockets Like Grains of Sand] (1984) - глубокая и тонкая любовная история, разворачивающаяся на галактическом фоне (см. Секс и эротика); обещанное продолжение "Блеск и нищета тел, городов" [The Splendor and Misery of Bodies, of Cities] так и не появилось.
Все традиционные для Д. темы и образы присутствуют и в цикле о мифической "доисторич." стране, написанном в жанре "интеллигентной фэнтези ":
сб. - "Истории Неверйона" [Tales of Nеveryon] (1979; испр. 1988),
"Неверйона" [Neveryona] (1983; испр. 1989),
"Полет из Неверйоны" [Flight from Neveryona] (1985; испр. 1989),
"Мост последнего желания" [The Bridge of Lost Desire] (1987; испр. 1989 - "Возвращение в Неверйон" [Return to Neveryon]).
Особняком стоит "умеренно-порнографический" роман с элементами фантастики - "Приливы похоти" [The Tides of Lust] (1973) (см. Секс и эротика). Немногочисленные р-зы и повести Д. составили сб. "Текучее стекло" [Driftglass] (1971); выделяются р-зы - "Ай, и Гоморра..." (1967; "Небьюла" -67), "Время как ожерелье из полудрагоценных камней" (1969; "Хьюго"-70; "Небьюла"-69; рус.1991 - "Время как спираль из полудрагоценных камней"), "Звездный карьер" (1967).
Параллельно с собственно писательской деятельностью Д. активно занимается НФ критикой, завоевав репутацию оригинального и высококультурного исследователя-структуралиста, чья гл. сфера интересов - язык НФ (см. Лингвистика). Его статьи (часто подчеркнуто полемические и шокирующие) составили сб.: "Челюсть на драгоценных камнях: заметки о языке научной фантастики" [The Jewel-Hinged Jaw: Notes on the Language of Science Fiction] (1977), "Вино на борту звездолета: еще заметки о языке научной фантастики" [Starboard Wine: More Notes on the Language of Science Fiction] (1984), "Затруднительное положение Мессины" [The Straits of Messina] (1989); монография "Американский берег: медитации по поводу научно-фантастического рассказа Томаса Диша "Ангулем" [American Shore: Meditations on a Tale of Science Fiction by Thomas Disch - Angouleme] (1978) целиком посвящена подробному анализу р-за Т.Диша. За свою лит.-критическую деятельность Д. был удостоен премии Ассоциации "Исследователи научной фантастики" "Пилигрим" за 1985 г.
Вл.Г.
Лит.:
George E.Slusser "The Delany Intersection: Samuel R.Delany Considered As a Writer of Semi-Precious Words" (1977).
Jane Branahan Weedman "Samuel R.Delany" (1982).
Seth McEvoy "Samuel R.Delany" (1985).
|