БУЛЫЧЕВ, Кир (или Кирилл) (псевд. Игоря Всеволодовича Можейко) (р.1934).
Рус. сов. прозаик, киносценарист и ученый-историк, известный также произв. др. жанров (приключенческой, биографической, науч.-поп. и науч.-худож. лит-ры), один из ведущих и самых плодовитых авторов сов. НФ 1960-80-х гг. Род. в Москве, окончил Моск. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал в Бирме; с сер. 1960-х и по наст. время - науч. сотрудник Ин-та востоковедения АН; автор мн. монографий, науч.-поп. и науч.-худож. книг; д-р историч. наук. Печататься начал с 1960 г. Лауреат Гос. премии СССР (1982 - за кинодраматургию). Первые НФ публикации - р-з-мистификация "Долг гостеприимства" (1965; напечатан как переводной, автором указан "бирманский прозаик Маун Сейн Джи") и подборка р-зов - "Девочка, с которой ничего не случится" (1965). Живет в Москве.
Первые р-зы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 в. Алисы Селезневой, с к-рой дебютировал в НФ Б., положили нач. долгой серии детской НФ, принесшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков (см. Близкое будущее, Дети, Коммунизм, Утопия); повести об Алисе, впервые изд. в разл. ант. (и неоднократно переизд.), составили сб. -
"Девочка с Земли" (1974),
"Сто лет тому вперед" (1978),
"Миллион приключений" (1982),
"Девочка из будущего" (1984),
"Непоседа" (1985),
"Пленники астероида" (1988),
"Новые приключения Алисы" (1990);
ряд произв. экранизирован (чаще всего - по сценарию самого Б.) в виде худож. фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов (см. "Гостья из будущего", "Лиловый шар", "Тайна Третьей планеты", "Миллион приключений", "Остров ржавого лейтенанта").
Начатая свежо и талантливо - Б. умело заполнил долго пустовавшую лакуну остросюжетной, интеллигентной и в то же время нравственно-"пед." НФ для детей и подростков, - серия с течением времени откровенно выдохлась, продолжая пополняться нов. повестями по инерции; а кардинальные изменения в общественной жизни страны на перепаде 1980-90-х гг. превратили образ "пионерки" коммунистического близкого будущего в анахронизм. Тем не менее, успешная - на протяжении четверти века - издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное коммерческое чутье Б., ближе всех в сов. НФ (исключая - по иным причинам - А. и Б.Стругацких ) подошедшего к статусу автора-"бестселлериста".
Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Б. впечатляюще продемонстрировал ранними р-зами о жителях провинциального города Великий Гусляр, частично объединенными в сб. "Чудеса в Гусляре" (1972); выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном, на к-ром можно было наблюдать столкновение узнаваемого сов. быта 1960-80-х гг. с самыми невероятными фантаст. событиями, часто поданными как умная пародия на штампы НФ лит-ры, - от "рутинных" высадок инопланетян до реализации сказочных ситуаций рус. фольклора (см. Мифология в НФ, Сатирическая НФ, Юмористическая НФ): продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания - в р-зе "Поступили в продажу золотые рыбки" (1972); обнаруженного в окрестностях Великого Гусляра эликсира бессмертия - в повести "Марсианское зелье" (1971); последняя экранизирована (см. "Шанс"). Однако, как и в случае с сериалом об Алисе, более поздние р-зы - а впоследствии и объемные повести - о жителях Великого Гусляра не принесли нов. качества, была утеряна пародийная легкость, а на фоне политич. "застоя" 1970-80-х гг. мягкий и вполне "безопасный" юмор Б. иногда начинал раздражать своей благостностью; неск. "осмелел" писатель только в конце 1980-х - повесть "Перпендикулярный мир" (1989) (см. Параллельные миры) и др. "пост-перестроечные гуслярские" истории. Поздние произв. цикла составили сб. - "Великий Гусляр" (1987), "Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе" (1989), "Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра" (1990).
Разносторонее НФ тв-во Б. не сводится к указанным сериалам. Успех писателю принесли уже ранние р-зы и повести, к-рые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий - от Г.Уэллса до С.Снегова ) сб. "Люди как люди" (1975), определивший "экологическую нишу" Б. в отечественной НФ: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, точность психол. рисунка, бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров НФ, юмор, емкий лаконичный язык интеллигентной "гор. прозы"; др. произв. короткой формы составили сб. - "Летнее утро" (1979), "Перевал" (1983), "Похищение чародея" (1989), "Коралловый замок" (1990). В ряде р-зов жизнь людей решительно меняется под воздействием фантаст. изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей (см. Мозг, Психология, Ученые) в "Короне профессора Козарина" (1973), искусственного зрения - в р-зе "Глаз" (1978); в повести "Умение кидать мяч" (1973) абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом (см. Сверхчеловек, Спорт и досуг); экранизирована (см. "Умение кидать мяч"). В р-зе "Можно попросить Нину?" (1973) наш современник может говорить по телефону с абонентом из осажденного Ленинграда 1941 г. (см. Война, История в НФ, Коммуникации, Параллельные миры); в повести "Половина жизни" (1974) агрессивные пришельцы похищают с Земли простую рус. женщину, к-рая, однако, не упала духом в полной изоляции от себе подобных и "нашла себя", став героиней на далекой планете (см. Женщины в НФ). Интересна и детально проработана остросюжетная повесть "Похищение чародея" (1979), рассказывающая о том, как наши потомки - историки из далекого будущего - пытаются осуществить "прогрессорскую" деятельность в ср.-век. росс. прошлом, спасая гения-самородка (см. История в НФ, "Прогрессорство", Путешествия во времени, Сверхчеловек); экранизирована (см. "Похищение чародея"). Среди др. р-зов выделяются два остроумных примера "вывертов" эволюции: "Когда вымерли динозавры?" (1967) и "Мутант" (1977) (см. Зоология фантастическая, Мутанты).
Ряд более традиционных "космич." повестей и р-зов Б. объединен одним героем - космич. медиком Павлышом (см. Медицина, Освоение космоса); цикл включает в себя: один из лучших ранних р-зов Б. - "Снегурочка" (1973) (см. Биология, Женщины в НФ, Инопланетяне, Контакт), а также повести - "Великий Дух и беглецы" (1972) и "Закон для дракона" (1975) (см. Внеземная жизнь, Зоология фантастическая, Экология). К циклу примыкает редкий в тв-ве Б. НФ роман "Последняя война" (1970) - одно из немн. в сов. лит-ре произв., описывающих последствия ядерной войны, правда, на др. планете, куда, с целью возродить жизнь на атомном пепелище, прибыла земная экспедиция (см. Бессмертие, Мир после катастрофы). Из др. произв., связанных с освоением космоса, выделяются: психол. новелла "О некрасивом биоформе" (1974), герой к-рой претерпевает полн. биол. трансформацию организма для того, чтобы выжить и работать на суровой планете (см. Биология, "Пантропия", Чудовища); р-зы "Мир странный, но добрый" (1967; др. "Так начинаются наводнения") и "Хоккей Толи Гусева" (1972), в к-рых действие развертывается на планетах с необычными физ., климатическими и экологическими явлениями (см. Климат, Миры НФ, Спорт и досуг, Экология). Повесть "Перевал" (1980), ставшая первой частью романа "Поселок" (1988), - увлекательная "робинзонада" потомков потерпевших кораблекрушение на др. планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и поддерживать рудименты земной цивилизации (см. Биология, Внеземная жизнь, Звездолеты, Зоология фантастическая, Пастораль, Социология, Фауна фантастическая); по мотивам повести создан полнометражный мультфильм (см. "Перевал"). Также экранизирована остросюжетная повесть "Подземелье ведьм" (1987), соединяющая элементы "космической оперы" и "героической фэнтзи" и посвященная приключениям агента Земли на неблагополучной планете (см. "Подземелье ведьм"); с нею сюжетно связан роман "Агент КФ" (1984, 1986).
В сер. 1980-х гг. за Б. закрепилась репутация добротного мастера коммерческих НФ сериалов (об Алисе, о Великом Гусляре), не обостряющего отношения с издателями и идеологическими инстанциями обращением к "политике", но и не снижающего наработанного лит. уровня.
В последние годы писатель попытался этот уровень поднять, значительно расширить тематику своих произв., однако пока рано говорить о нов. творческом лице Б. - пока эти попытки представляются скорее стремлением оперативно откликнуться на острую "перестроечную" тематику. В повести "Смерть этажом ниже" (1989) рассказывается о катастрофе секретного хим. завода в сибирском городе и о попытках местных властей скрыть информацию о тысячах жертв (см. Глобальная катастрофа); последний сб. Б. - "Апология" (1990) - включает разл. по уровню, но в осн. провоцирующие, на грани кощунства, р-зы, напр., "Встреча под Ровно" (1990) - история тайной встречи Гитлера со Сталиным, причем оба диктатора оказываются на поверку инопланетянами, жестокими "воспитателями" земной цивилизации (см. Альтернативная история, Антифашистская НФ, Война, Политика, "Прогрессорство").
Фантаст. элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Б.: повести "Меч генерала Бандулы" (1968) и романе "На днях землетрясение в Лигоне" (1980) (см. Глобальная катастрофа). Перу Б. принадлежат также многочисленные переводы англ. и амер. НФ и ряд сценариев НФ фильмов и фильмов в жанре "совр. сказки" - "Через тернии - к звездам" (в соавт. с Р.Викторовым); опубл. в 2-х частях: "Дочь космоса" (1980) и "Ангелы космоса" (1981); "Комета" (в соавт. с Р.Викторовым), "Слезы капали" (в соавт. с Б.Володиным и Г.Данелия; поставлен в 1982 г.), "Поляна сказок" (поставлен в 1988 г.).
Вл.Б.
Др. соч.:
"Тайна Урулгана" (1991).
"Приключения Алисы" в 7-и тт. (т. 1-7 - 1991-1992).
"Река Хронос" (1992).
Сб. "Закон для дракона" (1992).
Сб. "Тиран на свободе" (1992).
"Любимец" (1993).
"Покушение на Тесея" (1994)
"Галактическая полиция" в 3-х тт. (т. 1-3 - 1995).
Сб. "Дети динозавров" (1996).
|