ГОГОЛЬ, Николай Васильевич (1809-1852).
Выдающийся рус. писатель, классик отечественной лит-ры. Род. в с. Великие Сорочинцы (Полтавской губ., ныне - Украина), окончил Нежинскую гимназию высших наук; с 1928 г. жил в СПБ, работал чиновником в разл. деп., адъюнкт-проф. в СПБ ун-те; неск. лет прожил за границей.
Тяготение к фантастике - преим. сказочного и балладного типа - обнаруживает уже первая опубл. книга Г., "идиллия в картинках", "Ганц Кюхельгартен" (1829). След. книга, "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32) в значительной мере опиралась на фантаст. основу, в к-рой мотивы лит. происхождения (В.Тик, Э.Гофман, О.Сомов и др.) переплелись с фольклорными мотивами; созданный т. о. мифологизированный образ Украины нашел развитие и завершение в повести "Вий" (1835), в к-рой фантастика органически сплавлена с бытом (см. Мифология в НФ). Наряду с образом Украины, Г. с нач. 1830-х гг. интенсивно разрабатывает мифологизированный, окрашенный в фантаст. тона образ Петербурга (см. Города) - повести "Портрет" (см. Искусство), "Записки сумасшедшего", "Невский проспект" (все - в сб. "Арабески", 1835), а также "Нос" (1836) и "Шинель" (1842); фантастика "петерб. повестей" Г. также опиралась как на лит. (Э.Гофман, В.Одоевский и др.), так и на устные традиции (т.н. "петерб. фольклор").
В отношении поэтики фантастика Г. претерпевала знаменательную эволюцию. Если в ряде ранних его произв. инфернальные силы - черт или лица, вступившие с ним в преступную связь (см. Боги и демоны) - активно вмешиваются в действие, то в др. произв. участие подобных персонажей отодвигалось в мифол. предысторию, в наст. же временном плане оставался лишь "фантаст. след" - в форме разл. аномалий и роковых совпадений. Ключевое место в развитии гоголевской фантастики занимает повесть "Нос", где субъект инфернального зла (и соответственно персонифицированный источник фантастики) вообще устранен, однако же оставлена сама фантастичность и несбыточность происшествия, что подчеркнуто удалением из первоначального текста упоминания сна, как мотивировки "необыкновенно-странного происшествия".
Особое место в тв-ве Г. занимают элементы фантаст. утопии, как в худож. - 2-й т. "Мертвых душ" (фрагм. 1855), так и в понятийно-публицистическом выражении ("Выбранные места из переписки с друзьями"); однако подобные мотивы не следует преувеличивать: Г. нигде строго не выдерживает границ утопического времени и пространства, стремясь отыскать и укоренить позитивное начало в нац. и историч. характерности рус. жизни.
Ю.М.
Лит. (выборочно):
В.И.Шенрок "Материалы для биографии Гоголя" в 5-ти тт. (1892-97).
С.Шамбинаго "Трилогия романтизма (Н.В.Гоголь)" (1911).
В.Гиппиус "Гоголь" (1924).
"Гоголь в воспоминаниях современников" (1952).
Н.Л.Степанов "Н.В.Гоголь. Творческий путь" (1959).
Г.А.Гуковский "Реализм Гоголя" (1959).
Н.Л.Гоголь "Гоголь" (1961).
Абрам Терц (А.Синявский) "В тени Гоголя" (1975 - Лондон).
Ю.Манн "Поэтика Гоголя" (1978; испр. доп. 1988).
И.П.Золотусский "Гоголь" (1979; испр. доп. 1984).
С.Машинский "Художественный мир Гоголя" (1979).
О.Г.Дилакторская "Фантастическое в "Петербургских повестях" Н.В.Гоголя" (1986).
|