БЕРСФОРД (BERESFORD), Д(жон) Д(эвис) (1873-1947).
Англ. писатель. Род. в Касторе (гр. Нортхэмптоншир), в семье священника; после окончания школы изучал архитектуру.
В тв-ве Б., калеки с раннего детства, постоянно присутствовали крайности: холодный рационализм и агностицизм вместе с обостренной верой в "исполнение желаний" и предрасположенностью автора к мистицизму и оккультизму. Первый роман, написанный под влиянием филос. идей Анри Бергсона, "Чудо в Хэмпденшире" [The Hampdenshire Wonder] (1911) - ранний пример драмы сверхчеловека, родившегося "не вовремя". Неожиданна и тема след. романа - "Гусята" [Goslings](1913; др. - "Мир женщин" [A World of Women]; рус.1992 - "Только женщины"), где впервые описан мир, населенный одними представительницами слабого пола (см. Женщины в НФ, Секс и эротика). Мн. р-зы Б., отражающие религ. и мистические увлечения автора, представлены в сб. - "Девятнадцать впечатлений" [Nineteen Impressions] (1918) и "Знаки и чудеса" (1921). В "Незначительном эксперименте" разрушение Земли доказывает, что Бог окончательно утратил интерес к людям (см. Боги и демоны, Глобальная катастрофа, Религия); герой р-за "Клетка" устанавливает мысленную связь со своим доисторич. предком (см. Первые люди, Экстрасенсорное восприятие).
Значительным оказался вклад Б. в утопическую лит-ру, он испытывал несомненное влияние Г.Уэллса и написал его первую биографию - "Г.Дж. Уэллс" [H.G.Wells] (1915). В "Революции" [Revolution] (1921) проанализирована возможность победы социалистического восстания в Англии (см. Социализм). Герой поздней утопии "Какие сны увидит.." [What Dreams May Comе...] (1941) мысленно отправляется в далеко е будуще е и возвращается в облике мессии, безуспешно пытаясь образумить человечество. С идеями Г.Уэллса перекликается роман "Общий враг" [A Common Enemy] (1942), в к-ром глобальная катастрофа разрушает старый мир, освобождая человечеству путь к строительству нов. (см. Апокалипсис). В соавт. с Эсме Винн-Тайсон Б. написал еще один "визионерский" роман - "Загадка башни" [The Riddle of the Tower] (1944), рисующий падение утопии и превращение об-ва в образцовый механизированный "муравейник" (см. Автоматизация).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Чудо в Кэмбервелле" [The Camberwell Miracle] (1933).
|