РОБИНСОН (ROBINSON), Ким Стэнли (р.1952).
Амер. прозаик и ученый-литературовед, один из ярких представителей молодого поколения амер. НФ. Род. в Уокигане (шт. Иллинойс), окончил Бостонский ун-т (шт. Массачусетс) и Калифорнийский ун-т в Сан-Диего, в последнем защитил дисс. по тв-ву Ф.Дика; вышла книжным изд. - "Романы Филиппа Дика" [The Novels of Philip Dick] (1984). Преподавал в Калифорнийском ун-те (в Дэвисе) и Калифорнийском ун-те (в Сан-Диего). Первые публикации - "Назад, в диксиленд" и "В оркестре Пирсона" (оба - 1975). Живет в пригороде Вашингтона.
Первого серьезного успеха Р. добился, опубликовав роман-дебют "Дикий берег" [The Wild Shore] (1984; "Локус" -85), открывший "реалистическую" трилогию об окр. Оранж в Калифорнии в близком будущем; продолжения - "Золотой берег" [Gold Coast] (1988), "Тихоокеанский берег" [Pacific Edge] (1990; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-91). Действие трилогии развертывается в "пост-атомной" Америке, подвергнутой карантину со стороны ООН с целью предупредить дальнейшее радиоактивное заражение сопредельных территорий; герой - 17-летний "Гекльберри Финн" - растет и мужает в суровом, полном приключений "нов. мире фронтира", познавая его и находя в нем свое место (см. Дети, Мир после катастрофы, Ядерная война); второй роман представляет собой антиутопию, а в третьем присутствую все жанровые признаки утопии (см. Пастораль). Совсем в ином ключе написан роман "Айсхендж" [Icehenge] (1984), вызывающий в памяти аналогии с "2001: космической одиссеей" А.Кларка и проникнутыми филос. солипсизмом романами Ф.Дика; основу составили р-зы - "На Северном полюсе Плутона" (1980) и "Оставить знак" (1982). Космич. археологи разгадывают тайну оставленных на Плутоне инопланетных монолитов, причем загадка осложняется тем, что информация о первых посещениях Плутона почему-то стерта из памяти электронного архива; в описываемые времена люди живут сотни лет, но пр-во "разрешает" сохранять память только о последних 50 годах, отчего информация о прошлом страдает очевидными неточностями и "провалами", и небеспочвенны подозрения, что она вообще заведомо фальсифицируется официальными историками (см. История в НФ, Контакт, Солнечная система). Герои романа "Память о белизне" [The Memory of Whiteness] (1985) - музыканты, совершающие турне по Солнечной системе; один из исполнителей - "человек-оркестр", искусственно "сконструированный" по проекту гениального физика, чья теория Вселенной следует эстетическим принципам музыки (см. Искусство, Космология, Ученые, Физика); а герои юмористического романа "Побег из Катманду" [Escape from Kathmandu] (1988; доп. 1989; рус. сокр. 1992) служат проводниками в Гималаях, постоянно сталкиваясь с легендарными местными тайнами и загадками.
Произв. короткой формы Р. составили сб. - "Планета на столе" [The Planet on the Table] (1986) и "Слепой геометр" [The Blind Geometer] (1986), "Чувствительная зависимость от начальных условий" [A Sensitive Dependence on Initial Conditions](1991; доп.1991 - "Переделывая историю" [Remaking History]), "Вниз и вовне в 2000 году" [Down and Out in the Year 2000](1992). В повести "Черный воздух" (1983; Всемирная премия фэнтези-84; 1991) дается фантаст. трактовка событий, связанных с Исп. Армадой (см. История в НФ, Океан); в лирическом р-зе "Венеция тонет" (1981) описано грустное близкое будущее итал. города, ставшего подводным музеем для богатых японцев (см. Искусство); герой альтернативной истории в р-зе "Лаки Страйк" (1982) - амер. пилот, не сбросивший атомную бомбу на Хиросиму (см. Ядерная война); также выделяются повесть "Слепой геометр" (1987; "Небьюла"-87) (см. Иные измерения, Математика) и открывающая нов. серию повесть "Зеленый Марс" (1985) (см. Марс); продолжение - роман "Красный Марс" [Red Mars](1992). Среди последних произв. выделяются также повести "Короткий, резкий шок" (1990; "Локус"-91) и "История двадцатого века, с иллюстрациями" (1991), а также р-зы - "Чувствительная зависимость от начальных условий" (1991), "Сон о Винландии" (1991).
Вл.Г.
|