МЕРРИТ (MERRITT), А(брахам) (1884-1943).
Амер. прозаик, один из основоположников нац. школы фэнтези. Родился в Беверли (шт. Нью-Джерси), в семье квакеров, систематического высшего образования не получил из-за отсутствия денег на обучение; работал в адвокатской конторе, затем репортером в газете; в 1912 г. получил место в ведущем нью-йоркском журн. "Эмерикен Уикли" (American Weekly), c к-рым не расстался до конца жизни (гл. ред. с 1937 г.). М. писал НФ и фэнтези между делом. Первая публикация - "Сквозь драконье стекло" (1917); переписан в роман "Сквозь драконье стекло" [Through the Dragon Glass] (1940).
Все тв-во М., за редким исключением, можно отнести к "эскейпистской" фэнтези, хотя автор не скупится на квази-рациональные объяснения происходящих событий; популярность М. была столь велика, что одно время выходил даже журнал НФ, посвященный всецело его тв-ву и тв-ву его последователей, - "Фэнтези А.Мерритта" (A.Merritt Fantasy). Действие повести "Лунный бассейн" (1918; рус. 1992) - вместе с продолжением, "Завоевание лунного бассейна" (1919), превращенной в роман "Лунный бассейн" [The Moon Pool] (1919; рус. 1993) - развертывается в затерянном мире, куда можно попасть только из "лунного бассейна" на одном из островов Тихого океана (в "бассейне" концентрируется особое силовое поле, переносящее героев в подземный мир) (см. Полая Земля). В романе "Металлическое чудовище" [The Metal Monster] (1920; 1946; рус. 1928 - "Живой металл") путешественники встречают в Гималаях таинственную расу, предводительница к-рой управляет ордами металлических "монад", составляющих единый организм (см. Коллективный разум, Чудовища); также неизв. форма жизни (полулюди, полурептилии) представлена в р-зах "Лик в бездне" (1923) и "Змеиная мать" (1930); объединены в роман "Лицо в бездне" [The Face in the Abyss] (1931; рус. 1991). Еще одна затерянная цивилизация описана в романе "Обитатели миража" [The Dwellers in the Mirage] (1932; 1932; испр. 1944; рус.1992 - "Жители миража"), названном критиками одним из самых ярких образцов этого субжанра фэнтези. Герой самого "эскейпистского" из всех романов М., "Корабль Иштар" [The Ship of Ishtar] (1924; сокр. 1926; доп. 1949; рус.1992), с помощью "волшебного камня" переносится из нью-йоркской квартиры в магический мир, где находит свою любовь (см. Магия, Параллельные миры).
Из др. произв. М. можно отметить: НФ детектив "Семь шагов к Сатане" [Seven Footprints to Satan] (1927; 1928; рус. 1992) (см. Детективная НФ); экранизирован в 1929 г. ("Семь следов Сатаны"); а также дилогию - "Гори, ведьма, гори!" [Burn, Witch, Burn!] (1932; 1933; рус. 1990 - "Дьявольские куклы мадам Мендиллип"; др. - "Ведьма, гори!") и "Сгинь, тень!" [Creep, Shadow!] (1934; 1934; др. - "Сгинь, тень, сгинь!" [Creep, Shadow, Creep!]; рус. 1993 - "Тень, ползи!"; др. - "Ползи, тень, ползи"); первый роман экранизирован в 1936 г. ("Дьявольская кухня"). Короткие произв. писателя составили сб. "Женщина-лисица" [The Fox Woman] (1949); единственный НФ р-з - "Последний поэт и роботы" (1934) (см. Искусство, Роботы).
Переводы произв. М. составили сб. -
"Жители миража" (рус.1992),
"Корабль Иштар" (рус.1992).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Три строчки по-старофранцузски" [Three Lines in Old French] (1919; 1937).
"Трутень" [The Drone Man] (1934; 1948).
"Ритм сфер" [Rhythm of the Spheres] (1936; 1948).
"Женщина из дерева" [Woman of the Wood] (1926; 1948).
"Люди котлована" [The People of the Pit] (1918; 1948; рус.1991 - "Племя из бездны"; др. - "Обитатели Бездны").
Лит.:
Sam Moskowitz "A.Merritt: Reflections in the Moon Pool" (1985).
Ronald Foust "A.Merritt" (1989).
|