Энциклопедия фантастики scifi.spb.ru
Указатель    /    Предисловие    /    Авторы    /    Сокращения    /    Избранное    /    Публикация    /    О проекте    /    Контакты    



Алфавитный список авторов / критиков

МОЛЗБЕРГ (MALZBERG), Барри

Н(орман) (р.1939).

Амер. прозаик и ред., один из ярких представителей амер. "Новой Волны". Род. в Нью-Йорке, окончил Сиракузский ун-т (шт. Нью-Йорк) с дипломом журналиста и драматурга; работал в нью-йоркской службе соц. помощи бедным (Welfare), а позже - в ред. журналов. НФ, недолгое время возглавляя два из них - "Эмейзинг сториз" (Amazing Stories) и "Фантастик сториз" (Fantastic Stories); с 1967 г. - професс. писатель. Первая публикация (под псевд. К.М.О'Доннелл) - "А мы лезем в окно..." (1967; рус. 1970; 1985). Живет в Тинеке (шт. Нью-Джерси).

Первые НФ р-зы М., в осн., сатирические и юмористические (см. Сатирическая НФ, Юмористическая НФ), выходили под псевд. К.М.О'Доннелл и включены в сб. - "Последняя война" [Final War] (1969), "В кармане" [In the Pocket] (1971); р-зы, вышедшие под собственным именем автора, составили сб. - "С Ганимеда" [Out from Ganymede] (1974), "Множество миров Барри Молзберга" [The Many Worlds of Barry Malzberg] (1975), "Здесь, ниже, в квартале снов" [Down Here in the Dream Quarter] (1976), "Лучшее Барри Молзберга" [The Best of Barry Malzberg] (1976), "Молзберг вообще" [Malzberg at Large] (1979), "Мужчина, влюбленный в полуночную даму" [The Man Who Loved the Midnight Lady] (1980); особенно выделяется р-з "Последняя война" (1968), герой к-рого - солдат поневоле, втянутый в бесконечную игру-войну;
на рус. яз. также переведены:
"24 июля 1970 года" (19..; рус.1991),
"Геенна" (19..; рус.1991),
"Гибкая позиция" (196.; рус. 1982),
"Как я их обследую" (196.; рус. 1969),
"Отцы и дети" (19..; рус.1991),
"Полчаса на снятие мерки" (196.; рус. 1971).

Никогда не относившийся с почтением к жанровым условностям и амер. фэндому, а также склонный к апокалипсическому эпатажу, М. в трех ранних романах - "Блуждающие в глубине" [Dwellers of the Deep] (1970), "Встречаемся в Зале Планет" [Gather in the Hall of the Planets] (1971) и "Мир Херовита" [Herovit's World] (1973) - вывел весьма нелицеприятные образы писателя-фантаста и фэна, становящихся жертвами собственных фантазий и комплексов. Повышенное внимание М. к миру подсознательного, к истериям и психозам индивидуума, вызванным "космич. веком", болезненное неприятие мифа о Великой Амер. Космич. Мечте нашли отражение в трех романах, названных критиками "самым ярким примером космофобии" в амер. лит-ре последних десятилетий: "Падшие астронавты" [The Falling Astronauts] (1971), "Откровения" [Revelations] (1972), "За Аполлоном" [Beyond Apollo] (1972; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-73) (см. Освоение космоса, Психология). Др. важная сфера реализации подсознательного - секс и эротика - исследована М. в его скандальных "порно-фантаст." романах - "Экран" [Screen] (1968), герой к-рого достигал сексуального удовлетворения только в результате проекции своего сознания в фантазии кино (см. Искусство), а также "Признание графства Вестчестер" [Confessions of Westchester County] (1971).

Даже использование М. более традиционных тем и проблем НФ неизбежно окрашивается его индивидуальной "психотической" манерой. Капитан звездолета из повести "Галактика по имени Рим" (1972), переделанной в роман "Галактики" [Galaxies] (1975), во главе экипажа мертвецов совершает ритуально-метафорическое погружение в черную дыру. Путешествиям во времени посвящены романы "Скоп" [Scop] (1976) и "Хорал" [Chorale] (1978); в последнем отразилось глубокое професс. увлечение М. музыкой (герой пытается "переделать" жизнь любимого им Бетховена). В повести "Крест" (1980), переделанной в роман "Огненный крест" [The Cross of Fire] (1982), герой-диссидент в будущей тоталитарной антиутопии посредством психотерапии "превращается" в Христа, пытаясь обрести цель жизни в самопожертвовании (см. Психология, Религия). Наконец, героем романа об альтернативной истории - "Воссоздание Зигмунда Фрейда" [The Remaking of Zigmund Freud] (1985) - является сам великий австр. психолог (а также поэтесса и писательница Эмили Дикинсон). "Фаза IV" [Phase IV] (1973) - новеллизация сценария одноим. фильма.

Написав за неполное десятилетие около 20 романов и более сотни р-зов, М. в 1976 г. объявил, что навсегда покидает НФ (все последующие вышедшие книги были написаны ранее). Его эссе и критические статьи составили сб. "Двигатели ночи" [The Engines of the Night] (1982).

Вл.Г.

Др. соч.:
"Пустые люди" [The Empty People] (1969 - под псевд. К.М. О'Доннелл).
"Вселенский день" [Universe Day] (1971 - под псевд. К.С.О'Доннелл).
"Покрышка" [Overlay] (1972).
"За оградой" [In the Enclosure] (1973).
"Люди внутри" [The Men Inside] (1973).
"Разрушение храма" [The Destruction of the Temple] (1974).
"Чужой на планете" [On a Planet Alien] (1974).
"Дело "Содом и Гоморра" [The Sodom and Gomorrah Business] (1974).
"День сожжения" [The Day of the Burning] (1974).
"Тактика завоевания" [The Tactics of Conquest] (1974).
"Беседы" [Conversations] (1974).
"Игрок" [The Gamesman] (1975).
"Ночь Герники" [Guernica Night] (1975).
"Последняя операция" [The Last Transaction] (1977).
"За Нептуном" [Over Neptune] (1980).






Главный редактор энциклопедии - Вл. Гаков. Изображения книг - из библиотеки О. Колесникова.
При использовании материалов энциклопедии ссылка на scifi.spb.ru обязательна!
e-mail: in@scifi.spb.ru