ЛЕЙБЕР (LEIBER), Фриц (Рёйтер-младш.) (1910-1992).
Видный амер. прозаик, один из выдающихся представителей "Золотого Века" англоязычной НФ. Род. в Чикаго (шт. Иллинойс), окончил Ун-т Чикаго с дипломами психолога и физиолога; играл на сцене (как и его родители - актеры "шекспировского" театра; отец, кроме того, снимался в кино), год провел в теологической семинарии, но не окончил ее, работал ред. в науч.-поп. журнале и преподавал драму; с 1939 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Два искомых приключения" (1939).
Начав писать "героическую фэнтези" (изобретение самого термина критики приписывают Л.) по предложению университетского товарища, Л. с первого опубл. р-за представил читателям своих популярнейших героев - искателей приключений Фафхрда и Серого Мышелова, жителей воображаемого города Ланкмара, о к-рых впоследствии написал неск. десятков увлекательных ("серьезных" и юмористических) повестей и р-зов.
Вся "сага" представлена в сб. -
"Мечи и дьявольщина" [Swords and Deviltry] (1970),
"Два искомых приключения" [Two Sought Adventures] (1957; испр. доп. 1970 - "Мечи против смерти" [Swords Against Death]; рус.1992 - "Клинки против смерти"),
"Мечи в тумане" [Swords in the Mist] (1968);
объединены в один том - "Три меча" [The Three Swords] (1989);
"Мечи против волшебства" [Swords Against Wizardry] (1968; рус.1992 - "Мечи против колдовства"),
"Мечи и ледяная магия" [Swords and Ice-Magic] (1977; сокр. 1977 - "Остров Риме" [Rime Island]),
а также роман "Мечи Ланкмара" [The Swords of Lankhmar] (1961 - "Дочь Сциллы"; доп. 1968; рус. 1992 - "Шпаги Ланкмара");
объединены в один том - "Повелители мечей" [Sword's Masters] (1990);
к циклу примыкает также роман "Король и валет мечей" [The Knight and Knave of Swords] (1988);
выделяется короткая повесть "Зло встречается в Ланкмаре" (1970; "Хьюго"-71; "Небьюла"-70; рус.1992; др. - "Веселый город Ланхмар").
На русский язык переведены также р-зы цикла:
"Затонувшая земля" (19..; рус.1992),
"Когда морского царя нет дома" (19..; рус.1992),
"Печаль палача" (19..; рус.1992),
Переводы произв. цикла составили сб. -
"Клинки против смерти" (рус.1992),
"Мечи против колдовства" (рус.1992).
История создания цикла изложена в автобиогр. эссе "Фафхрд и я" [Fafhrd & Me](1975 - в ант.; отд. изд.1991). От типичных произв. "героической фэнтези" сага Л. выгодно отличается тонкой стилизацией, разработкой характеров и "отстраненным" чувством юмора (см. Юмористическая НФ).
Л. быстро завоевал репутацию мастера совр. ("урбанистической") "лит-ры ужасов" и традиционной фэнтези. Яркие примеры последней - р-зы "Дымный призрак" (1941; рус.1992), "Девушка с голодными глазами" (1949), "Человек, который дружил с электричеством" (1962; рус. 1974; 1989), "Экспресс в Бельзен" (1975); один из лучших р-зов Л. - "Давай-ка бросим кости" (1967; "Хьюго"-68; "Небьюла"-67; рус.1991 - "И покатились кости"; др. - "Побросаю-ка я кости", "И тогда Джо бросил кости") - изящная притча об игре в кости со Смертью (см. Бессмертие, Мифология в НФ).
Первый роман Л., "Заколдуй жену" [Conjure Wife] (1943; 1953), повествует о совр. ведьмах (дважды удачно экранизирован - "Страшная женщина" и "Гори, ведьма, гори"); а "Дама Тьмы" [Our Lady of Darkness] (1977; Всемирная премия фэнтези-78) продолжает традицию готического романа; два последних романа объединены в один том - сб. "Заколдуй жену. Дама Тьмы" [Conjure Wife. Our Lady of Darkness](1991). "Тарзан и Долина Богов" [Tarzan and the Valley of Gods] (1966) - не совсем удачное подражание Э.Берроузу. Достижения Л. отмечены премиями "Гандальф" (1975) и Всемирной премией фэнтези-76 ("за общий вклад в развитие жанра").
НФ тв-во Л. также принесло автору положение одного из ведущих авторов жанра (вместе с рекордным числом премий "Хьюго" и "Небьюла" - соответственно 6 и 4; премия "Великий мастер"-81). В романе "Сгущайся, тьма!" [Gather, Darkness!] (1943; 1950) описана будущая теократическая диктатура, к-рой противостоят ученые, маскирующие свою науку под магию (см. Антиинтеллектуализм в НФ, Религия); герои альтернативной истории - романа "Трижды судьба" [Destiny Times Three] (1945; 1957) - способны вмешиваться в ее ход, но в результате все существующие "версии" начинают приходить в противоречие друг с другом (см. История в НФ, Параллельные миры, "Прогрессорство"). Той же теме, но решенной в неожиданном стилистическом ключе, посвящен цикл о "Войне Изменений" - роман "Огромное время" [The Big Time] (1958; 1961; "Хьюго"-62) и р-зы, часть из к-рых объединена в сб. "Паук мысли" [The Mind Spider] (1961; испр. 1976); полностью р-зы цикла составили сб. "Война Изменений" [Changewar] (1978; сокр. 1983). Загадочная "война во времени" высших космич. сил (Змеи и Пауки) предстает как мастерски поставленный театр абсурда (см. Абсурдистская НФ); действие "пьесы" ограничено комнатой в неком Убежище-санатории для воинов, расположенном вне известного пространства-времени; пиротехнический стиль и свободное владение автором (в прошлом - актером) "драматургией" выводит его действо далеко за рамки традиционной НФ (см. "Прогрессорство", Путешествия во времени, "Хроноклазмы"). Пацифистские настроения (см.Война ) отличают р-зы из сб. "Ночь волка" [The Night of the Wolfe] (1966).
Талант Л.-сатирика (см. Сатирическая НФ) продемонстрирован в романах - "Серебряные яйцеглавы" [The Silver Eggheads] (1958; доп. 1962; рус. 1971) и "Призрак бродит по Техасу" [A Specter Is Haunting Texas] (1969; рус.1992). В первом мишенью выбрана издательская индустрия (см. Искусство, Роботы), во втором - "балканизированные" США после третьей мировой войны, а точнее, Техас, к-рому удалось захватить власть над всем Сев.-Амер. континентом (см. Мир после катастрофы); загнивающий, аморальный мир далекого будущего сатирически изображен также в раннем романе "Зеленое тысячелетие" [The Green Millennium] (1953) и ряде р-зов - "Приходящая привлекательность" (1958) и др. Сюжетно насыщенный роман "Скиталец" [The Wanderer] (1964; "Хьюго"-65; рус. 1993 - "Странник") - одно из лучших в НФ произв. о глобальной катастрофе (в данном случае вызванной неожиданным появлением в Солнечной системе загадочного инопланетного артефакта).
Р-зы и повести Л. составили сб. -
"Тени под глазами" [Shadows with Eyes] (1962),
"Корабли к звездам" [Ships to the Stars] (1964),
"Ведро воздуха" [A Pail of Air] (1964),
"Тайные песни" [The Secret Songs] (1968),
"Ночные чудовища" [Night Monsters] (1969; доп. 1974),
"Лучшее Фрица Лейбера" [The Best of Fritz Leiber] (1974),
"Книга Фрица Лейбера" [The Book of Fritz Leiber] (1974),
"Вторая книга Фрица Лейбера" [The Second Book of Fritz Leiber] (1975),
"Миры Фрица Лейбера" [The Worlds of Fritz Leiber] (1976),
"Герои и ужасы" [Heroes and Horrors] (1978),
"Базар диковин" [Bazaar of the Bizzare] (1978),
"Корабль теней" [Ship of Shadows] (1979),
"Свет призрака" [The Ghost Light] (1984; "Локус"-85),
"Хроники Лейбера: пятьдесят лет Фрица Лейбера" [The Leiber Chronicles: Fifty Years of Fritz Leiber] (1990 - под ред. М.Гринберга). Компьютер становится гроссмейстером в одной из лучших "шахматных" историй НФ - "Сумасшедший дом на 64-х клетках" (1962) (см. Спорт и досуг); в ироничном р-зе "Бедный супермен" (1951) "ответы" всемирного Электронного Мозга печатает на пишущей машинке запыхавшийся человек, спрятанный в потайной комнате (см. Интеллектроника, Компьютер, Сверхчеловек). Подлинный смысл "любви" приходит к героям р-за "Корабль отплывает в полночь" (1950) только после контакта с инопланетянином (см. Секс и эротика); героиня р-за "Красотка с пятью мужьями" (1951) живет в полигамном мире и втайне страдает по моногамии, приравненной к гос. преступлениям (см. Женщины в НФ, Криминология, Секс и эротика); а героиня р-за "Марианна" (1960; рус. 1985) переживает концептуальный переворот, обнаружив, что окружающий мир - это ловкая иллюзия. В р-зе "Ведро воздуха" (1951; рус. 1985) описаны злоключения семьи последних выживших на Земле, "выброшенной" со своей орбиты в результате глобальной катастрофы (см. Последний человек на Земле); мир после катастрофы - место действия р-зов "Луна зеленая" (1952) и "Великий путь" (1957) (см. Ядерная война). Выделяются также: "человечный" р-з "Пространство-время для Спрингерса" (1958), в к-ром обретший разум супер-котенок жертвует собой ради человеческого детеныша (см. Дети, Зоология фантастическая); во мн. автобиогр. р-з "Корабль теней" (1969; "Хьюго" -70), герой к-рого - полуслепой алкоголик (автор сам долгие годы лечился от алкоголизма), и "Хватай цеппелин!" (1975; "Хьюго" -76; "Небьюла"-75) (см. Альтернативная история).
На рус. яз. также переведены:
"А я пойду дальше" (19..; рус.1992),
"Бум-пампампам-бим-бам-бом" (19..; рус.1992),
"Гамбит Посвященного" (19..; рус.1992),
"Грядет пора развлечений" (19..; рус.1991),
"Демон из тыквы" (19..; рус.1992),
"Здравомыслие" (19..; рус.1992),
"Мошенничество" (19..; рус.1991), "Наследство" (19..; рус.1991),
"Ночь, когда он заплакал" (19..; рус.1991),
"Приманка" (19..; рус.1992),
"Требуется неприятель" (19..; рус.1992).
Вл.Г.
Др. соч.:
Сб. "Черные агенты ночи" [Night's Black Agents] (1947; сокр. 1961 - "Рассказы из Черных агентов ночи" [Tales from Night's Black Agents]; доп. 1978).
"Грешники" [The Sinful Ones] (1950 - "Все вы одни"; доп. 1953).
Сб. "Все вы одни" [You're All Alone] (1972).
Лит.:
Jeff Frane "Fritz Leiber" (1980).
Tom Staicar "Fritz Leiber" (1983).
Bruce Byfield "Witches of the Mind: A Critical Study of Fritz Leiber" (1991).
|