ЛОРИ (LAURIE), Андре (псевд. Паскаля Груссе) (1845-1909).
Франц. политич. деятель, журналист и прозаик. Род. на о. Корсика, поступил на мед. ф-т Сорбоннского ун-та, но не окончил его, полностью захваченный политич. деятельностью. В период, предшествовавший падению Второй империи, Г. был известен, как талантливый журналист, острый критик власти; один из активных деятелей Парижской коммуны (фактически - "мин. иностр. дел" в пр-ве коммунаров), после ее поражения был осужден на вечное поселение в Нов. Каледонию, бежал оттуда в Лондон и вернулся во Францию только в 1880 г., после объявленной амнистии.
Как писатель, Л. находился под сильным впечатлением своего великого современника Ж.Верна (при радикальных расхождениях в политич. взглядах и несравнимых лит. талантах).По крайней мере, два романа Ж.Верна, "Пятьсот миллионов бегумы" и "Южная Звезда", были первоначально написаны Л., а затем (с его согласия и под давлением постоянного издателя Ж.Верна Ж.Этцеля) исправлены и отредактированы - и в результате полностью переписаны - классиком НФ; один роман - "Найденыш с погибшей "Цинтии" [L'epave du Cynthia] (1885; рус. 1910) вышел за подписью обоих авторов. Собственное тв-во Л. состоит из десяти романов, в осн., приключенческих; к НФ имеют отношение лишь шесть. В самом известном НФ романе - "Изгнанники Земли: компания Селена" [Les Exiles de la Terre: Selene Company Limited] (1887; рус. 1900) - проблема освоения Луны решается более чем оригинально: вместо того, чтобы лететь на Луну, ее притягивают с помощью гигантского естеств. "магнита" (залежей железа в горах Судана) и "мягко сажают" на территории Сахары (см. Изобретения и открытия, Планетарная инженерная). Технократические утопии описаны в романе "Атлантида" (1895; рус. 1900); также на дне океана развертываются события романа "Нью-Йорк - Брест за семь часов" (1988;рус. 1890 - "В семь часов через океан"; др. - "Через Океан"), посвященного прокладке трансатлантического туннеля (см. Транспорт).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Аксель Эберсон, выпускник Упсалы" [Axel Eberson d'Uppsala] (1891).
"Немой Спиридон" [Spiridon le muet] (1909).
|