ГОР, Геннадий (Гдалий) Самойлович (1907-1981).
Рус. сов. прозаик, известный также произв. др. жанров, один из самых оригинальных и ярких авторов сов. НФ 1960-70-х гг. Род. в Верхнеудинске (ныне - Улан-Удэ), первый год жизни провел в тюрьме, куда были заключены (за революционную деятельность) родители Г., в 1923 г. переехал в Петроград (ныне - СПБ), окончил лит. отделение ф-та яз. и материальной культуры ЛГУ, после чего полностью посвятил себя лит. деятельности. 1930--е гг. провел на Крайнем Севере, в нач. Великой Отечественной войны вступил в нар. ополчение. Печататься начал с 1925 г. Чл. СП. Первая НФ публикация - повесть "Докучливый собеседник" (1961).
Творческая манера Г., видного сов. прозаика, складывалась в 1920-е гг. под влиянием "остраненной" прозы, особенно таких авторов как Константин Вагинов и Леонид Добычин; ряд р-зов того периода, имеющих фантаст. характер, вошел в сб. Г. "Живопись" (1933), подвергшийся жесткой критике за "формализм". К НФ писатель обратился лишь в нач. 1960-х гг., быстро найдя свой особый стиль и круг тем; в отличие от большинства нефантастов в НФ, Г., в осн., придерживался жанровых конвенций, ничего не имея против причисления себя к "науч. фантастам". Его повести и р-зы, составившие сб. - "Докучливый собеседник" (1962), "Кумби" (1963), "Глиняный папуас" (1966), "Скиталец Ларвеф" (1966), "Фантастические повести и рассказы" (1970), "Повести и рассказы" (1973), "Геометрический лес" (1975), "Волшебная дорога" (1978), "Синее окно Феокрита" (1980), - представляют собой яркий пример "мягкой" (гуманитарной) НФ (см. Психология, Философия), смело поднимающей "вечные темы" лит-ры: человек и Время, творец и его искусство, поиски истины и определение своего места в мироздании и т.п. В повести "Докучливый собеседник" выдержки из дневника застрявшего на доисторич. Земле пришельца позволяют автору столкнуть представителей разл. историч. эпох и наблюдать психол. ломку осн. понятий и критериев (см. Далекое будущее, Концептуальный переворот, Первые люди); то же, но глазами инопланетного ребенка, живущего на Земле (см. Дети), показано в повести "Мальчик" (1965); продолжение - повесть "Глиняный папуас" (1966). В повести "Странник и время" (1962) традиционный НФ мотив "спящий просыпается" (см. Анабиоз), вопреки традиции сов. НФ, вовсе не влечет за собой экскурсии по коммунистической утопии; и в повести "Уэра" (1964; др. - "Скиталец Ларвеф"), нарисованное широкими мазками далекое будущее нужно автору прежде всего для показа не достижений науки и технологии, а духовного мира потомков, измененного этими достижениями. В р-зе "Ольга Нсу" (1965) и повести "Гости с Уазы" (1963; др. - "Кумби") обсуждаются, соответственно, проблемы бессмертия и продления памяти человека (и человечества в целом); в сознании героя повести "Электронный Мельмот" (1964) сосуществует такая бессмертная искусственная личность, синтезированная в машине (см. Интеллектроника, Кибернетика, Мозг); тесное переплетение реального и фантаст., разл. эпох и соответствующих им психологий (см. Мифология в НФ, Путешествия во времени), составляет причудливый фон таких известных НФ повестей Г., как "Минотавр" (1967) и "Синее окно Феокрита" (1968).
Значительное место в НФ тв-ве Г. занимает тема художника и его творения (см. Искусство), создания человеком искусства нов. реальности, а также разл. филос. парадоксов, связанных с взаимодействием ее с реальностью "старой". Герой р-за "Великий актер Джонс" (1966), "перевоплотившийся" в личность Э.По, посещает СПБ 19 в. (см. История в НФ, Путешествия во времени); его коллега-художник в повести "Геометрический лес" (1973) силой мысли также путешествует в прошлое и будущее, сливается, переходит в свое творение; аналогичные темы подняты в повести "Имя" (1968) и р-зах - "Художник Вайс" (1966), "Сад" (1968). Нов. история Пигмалиона и Галатеи, богато орнаментированная филос. и поэтическими аллегориями, составляет сюжет единственного крупного НФ произв. писателя - романа "Изваяние" (1971; 1972), герой к-рого - инопланетянин, живущий на Земле под др. именем, совершает путешествие из далекого будущего в 1920-е гг., постоянно встречая (и теряя) загадочную женщину - музу, символ романтического тв-ва (см. Женщины в НФ, Мифология в НФ). Также выделяются: повесть "Рисунок Дароткана" (1972), р-зы - "Аппарат Аристотеля" (1963), "Волшебная дорога" (1971), "Лес на станции Детство" (1972).
Вл.Б.
|