ГИБСОН (GIBSON), Уильям (Форд) (р.1948).
Амер. прозаик, один из признанных лидеров движения "киберпанков". Род. в Конвее (шт. Юж. Каролина), окончил Ун-т Брит. Колумбии в Ванкувере (Канада) с дипломом филолога. Первая публикация - "Фрагменты голографической розы" (1977). С 1968 г. живет в Вануквере (Канада), куда "эмигрировал", не желая отправляться на войну во Вьетнаме.
Успех к Г. пришел после публ. его первого романа - "Нейромант" [Neuromancer] (1984; "Хьюго"-85; "Небьюла"-84; Премия им. Филипа Дика-85; рус. 1997), ставшего священным знаменем движения "киберпанков" и открывшего серию о "киберпространстве" (cyberspace), или "виртуальной реальности" (virtual reality); продолжения - "Нулевой отсчет" [Count Zero] (1986; рус. 1997 - "Граф Ноль"), "Мона Лиза загнанная" [Mona Lisa Overdrive] (1988).
В романах трилогии гл. "героем" становится место действия - ярко выписанное декадентское "высокотехнол." близкое будущее (характеризуемое достижениями генной инженерии, кибернетики, медицины, нейрохимии), в к-ром власть принадлежит транснац. корпорациям (см. Экономика), процветает компьютерная преступность (см. Компьютеры, Криминология), - а также язык повествования, представляющий собой специфический жаргон компьютерной эры (см. Лингвистика). Герой ощущает собственную цельность, только подсоединившись к мировой компьютерной сети, создающей для него иллюзию окружающего мира - в духе "фантоматики" С.Лема (см. "Внутренний космос"); что касается т. н. "священных" и "вечных" понятий - гуманизм, права человека, свобода - то все они, по мнению автора, нуждаются в существенной корректировке (если вообще не превратились в анахронизмы). Острые и агрессивные, романы Г. напомнили об эпатаже "Новой. Волны" в конце 1960-х гг.
В соавт. с др. ярким представителем "киберпанков", Брюсом Стерлингом, написан более традиционный и внешне выдержанный роман - "Дифференциальная машина" [Difference Engine] (1990), альтернативная история, в к-рой англ. изобретатель Чарльз Бэббидж все-таки смог построить свой паровой "компьютер" в нач. 19 в. - отчего за романом немедленно закрепился эпитет "паропанковый" (steampunk novel). Большинство р-зов и повестей Г., составивших сб. "Сожжение Хром" [Burning Chrome] (1986), принадлежат тому же "киберпространству"-времени, что и романы трилогии; выделяются заглавная повесть (1982; рус. 1995) и р-з "Джонни-мнемониак" (1982; рус. 1996; экранизирован), а также р-з "Комната Скиннера" (1991).
На рус. яз. переведен р-з "Зимний рынок" (19..; рус. 1992).
Вл.Г.
Лит.: Lance Olsen "Reader's Guide to William Gibson" (1992).
|