ФЛАММАРИОН (FLAMMARION), Камиль (1842-1925).
Известный франц. прозаик, ученый-астроном и популяризатор науки. Род. в Мантиньи-ле-Рой, учился на астронома, работал в Парижской обсерватории, откуда был уволен за "еретические" с точки зрения тогдашней науки гипотезы.
Интерес к астрономии и астрофизике, а также к внеземной жизни и "жизни после смерти" (см. Бессмертие, Мистицизм и оккультизм) закономерно переместили интересы Ф. с науч.-поп. лит-ры на НФ. Две его ранние книги, своеобразные гибриды НФ и филос. трактата, - "Множественность обитаемых миров" [La Pluralite des mondes habites] (1862) и "Обитатели иных миров" [Les Habitants de l'autre monde] (1862) - на долгое время превратились в настольные книги авторов НФ. Перерабатывая одну из своих науч.-поп. книг, "Миры воображаемые и миры реальные" [Les Mondes imaginaires et les mondes reels] (1864), Ф. дописал к ней диалоги с воображаемым бесплотным духом, к-рый путешествует по Вселенной "силой мысли", в состоянии наблюдать эффекты на околосветовых скоростях, что дало повод критикам назвать Ф. "автором филос. теории относительности" (Б.Стейблфорд), а также перевоплощаться в иные формы внеземной жизни на разл. планетах (см. Гравитация, Звезды, Сверхсветовые скорости, Физика); диалоги впервые изд. как "Рассказы о бесконечности" [Recits de l'infini] (1872; испр. доп. 1887 - "Люмен" [Lumen]). По существу это первый пример сознательного использования НФ как средства выражения "еретических", с точки зрения науч. сооб-ва, идей. Дальнейшие книги Ф. представляют собой чистую НФ - "Стелла" [Stella] (1877), "Урания" [Uranie] (1889) и "Конец мира" [La Fin du monde] (1893-94); первые две посвящены астральным перевоплощениям (см. Марс), третья - грандиозная панорама далекого будущего, сравнимая по масштабам с "Последними и первыми людьми" О.Стэплдона (см. Масштабы пространственные и временные в НФ, Эволюция, Эсхатология).
Вл.Г.
|