ЕФРЕМОВ, Иван Антонович (наст. отчество - Антипович) (1907-1972).
Видный рус. сов. прозаик, ученый-палеонтолог и оригинальный мыслитель, известный также произв. др. жанров; основоположник и классик нов. сов. НФ, влияние к-рого на ее развитие в 1960-х гг. трудно переоценить. Род. в д. Вырица (Царско-Сельского у. Петербург. губ., ныне - Ленингр. обл.), после окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, но не окончил его, работал в Геол. музее АН, участвовал в геол. и палеонтологических экспедициях; после окончания экстерном геологоразведочного ф-та Ленингр. (ныне - СПБ) горного ин-та заведовал лабораторией Палеонтологического ин-та АН и руководил неск. экспедициями (в т.ч. в пустыню Гоби). Основатель тафономии - науки о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков. Д-р биол. наук, проф., Лауреат Гос. премии СССР (1959). Печататься начал с 1944 г. Чл. СП. Первая НФ публикация - "Встреча над Тускаророй" (1944).
НФ тв-во Е., оригинального философа и одного из последних энциклопедистов 20 в., оказало революционное воздействие на расцвет сов. НФ в 1960-х гг., раскрыв перед ней (в сер. 1950-х еще связанной идеологическими клише фантастики "ближнего прицела") поистине будоражащие горизонты. Однако личная и творческая судьба писателя оказалась не столь однозначной: поначалу принятый в штыки официальной критикой, писатель затем был с той же легкостью возведен в ранг непререкаемого авторитета и живого классика; и уже в конце жизни Е. его последний (во мн. смыслах итоговый) роман был насильно вычеркнут из сов. лит-ры, а в квартиру только что скончавшегося автора нагрянул с обыском КГБ. Особый драматизм ситуации добавляет то обстоятельство, что, несмотря на значительный моральный и писательский авторитет Е. среди поколения сов. НФ, пришедшего в лит-ру вместе с ним, "школы Е." так и не было создано (хотя ее создание неоднократно прокламировалось самозванными "последователями" и "душеприказчиками"). М.б., свою роль в этом лит. одиночестве сыграли и определенные черты характера писателя, его - вполне естеств. для автора утопий - нравственный ригоризм и проповедуемые идеалы "нов. Ренессанса", а также безусловно доминировавший в его произв. философ, соц. мыслитель (в ущерб художнику). В целом, Е. остается одной из самых ярких и противоречивых фигур в истории нов. сов. НФ лит-ры.
Начав с НФ р-зов и повестей "на грани возможного", большинство к-рых составило сб. - "Встреча над Тускаророй" (1944), "Пять румбов. Рассказы о необыкновенном" (1944), "Белый Рог" (1945), "Тень минувшего" (1956), "Алмазная труба" (1946; доп. 1954), "Рассказы о необыкновенном" (1946), "Рассказы" (1950), "Звездные корабли" (1953), "Озеро Горных Духов" (1954), "Великая Дуга" (1956), "Бухта Радужных Струй" (1959), "Юрта Ворона" (1960), "Сердце Змеи" (1964; др. состав - 1967; др. состав - 1970), - Е. не стал слепо следовать канонам фантастики "ближнего прицела ". Писателя интересовала не столько степень осуществимости конкретной фантаст. идеи, сколько "общечеловеческий смысл" ее возможной реализации; при этом Е. черпал замыслы как из разл. наук, так и из нар. легенд (см. Мифология в НФ) - "Телевизор капитана Ганешина" (1944; др. - "Атолл Факаофо") (см. Медицина, Флора фантастическая), "Встреча над Тускаророй" (см. Океан), "Ак-Мюнгуз (Белый Рог)" (1945) и др. Во мн. р-зах - "Бухта Радужных Струй" (1944) (см. Флора фантастическая), "Румб второй. Дены-Дерь" (1944; др. - "Тайна Горного Озера"; др. - "Озеро Горных Духов"), "Олгой-хорхой" (1944; др. - "Аллергорхой-Хорхой") (см. Зоология фантастическая), "Голец Подлунный" (1944) (см. Антропология, Искусство) и др. - необычное, загадочное встречает исследователя на, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Земле. В то же время професс. подготовка Е. обеспечивала ему точные прогностические попадания: в "Алмазной трубе" (1945) предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет р-за "Тени минувшего" (1945; др. - "Тень минувшего") подтолкнул сов. ученого Ю.Н. Денисюка к изобретению голографии (см. Изобретения и открытия, Предвидения). Также выделяются р-зы: "Катти Сарк" (1944), "Обсерватория Нур-и-Дешт" (1944); из более поздних - "Эллинский секрет" (рук. 1942; 1966), в к-ром Е. обратился к проблеме генетической памяти (что обусловило столь запоздалую публикацию), и "Юрта Ворона (Хюндустыйн Эг)" (сокр. 1959; доп. 1960).
Начиная с повести "Звездные корабли" (1947; 1948), творческая мысль Е. решительно выходит на широкий космич. простор, безвозвратно порывая с традициями фантастики "на грани возможного". Конкретный сюжет повести - находка кости динозавра с загадочной пулевой пробоиной, затем - черепа человекоподобного инопланетянина и его "портрета", - послужил отправной точкой гл. филос. построения Е.: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по к-рым идет эволюция на разл. планетах (с неизбежностью обеспечивая в результате общий физ. облик и психол. конструкцию - "гуманоидность" - для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы - "Великого Кольца" цивилизаций. Несмотря на явный антропоцентризм идеи Е., писатель посвятил худож. пропаганде ее все два послед. десятилетия. Квинтэссенцей соц. и филос. размышлений Е. о далеком будущем, определившей нов. этап развития отечественной НФ, стала масштабная и беспрецедентная в сов. лит-ре утопия - роман "Туманность Андромеды" (фрагм. 1957; доп. 1957; 1958); вместе с повестью "Звездные корабли" объединен в один том - "Туманность Андромеды. Звездные корабли" (1965); откровенно неудачно экранизирован (см. "Туманность Андромеды").
Нач. публикации романа в год Спутника и в разгар хрущевской "оттепели" возвестило о смелом прорыве границы "ближнего прицела ". Действие романа отодвигалось от реального времени на тысячелетия (в послед. изд. Е. остановился на 30-х вв.), а тематика не имела ничего общего с заполонившими тогда отечественную НФ "производственными проблемами" или разоблачением происков бурж. агентов. Широкими мазками, подменяя (иногда сознательно) худож. анализ поп. "лекциями", писатель нарисовал впечатляющую панораму коммунистического будущего на объединенной Земле, об-во, населенное принципиально нов. людьми (см. Коммунизм, Концептуальный переворот). Они решили большинство известных современникам Е. соц. и тех. проблем (см. Автоматизация, Города, Климат, Изобретения и открытия, Интеллектроника, Медицина, Наука, Транспорт), перестроили планету, превратив ее в цветущий сад (см. Планетарная инженерия), вышли к звездам (см. Астрономия и астрофизика, Внеземная жизнь, Звездолеты, Освоение космоса), влились в "Великое Кольцо" коммуникаций с иными цивилизациями (см. Галактическая федерация, Контакт), готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость "межзвездной связи" (см. Сверхсветовые. скорости). Гл. новаторство Е., однако, заключалось не в науч. и тех. дерзости его идей: впервые в сов. НФ так смело и широко говорилось о физ. и духовном совершенстве жителей утопии, их радикально перестроенной духовной жизни, мировоззрении, быте, семье, труде и отдыхе, взаимоотношении полов, воспитании детей, даже об их пенитенциарной системе и об оценке "утопистами" всей предшествовавшей истории человечества. Иными словами, обо всей сфере человеч. отношений, худож. анализируемых "мягкой" (гуманитарной) НФ (см. Женщины в НФ, Искусство, История в НФ, Криминология, Музыка, Психология, Секс и эротика, Спорт и досуг, Философия).
Высоко подняв планку "сов. утопии", Е. сам еще лишь дважды возвращался в созданный им мир. Первое "возвращение" было эпизодическим: в полемическом ответе "Первому контакту" М.Лейнстера - повести "Сердце Змеи (Cor Serpentis)" (1959), герои к-рой вступают в контакт с жителями "фторной" планеты (см. Внеземная жизнь, Инопланетяне). Вторым и последним стал масштабный, многослойный и во мн. спорный роман "Час Быка" (сокр. 1968; доп. 1970), вышедший под занавес творческого и жизненного пути Е. и знаменовавший собой изменения во взглядах писателя, неизбежные за прошедшее десятилетие, во всяком случае ставивший знак вопроса на постоянно декларируемом "соц. оптимизме Е." (см. Оптимизм и пессимизм). Конец "оттепели", окончательный крах "коммуно-утопических" идеалов нач. 1960-х гг. привели к тому, что в далеком. будущем по Е. появилась естеств. и неизбежная "сестра" утопии - антиутопия. Автор благоразумно поместил ее на "край Вселенной" - планету Торманс (название заимствовано, видимо, у Д.Линдсея ), куда, на заре межзвездных перелетов, "занесло" один из "звездных ковчегов" последних представителей классово разделенной Земли, и куда - также случайно - попадает звездолет землян (дело происходит спустя 300 лет после событий, описанных в "Туманности Андромеды"). В мире Торманса царит жестокая диктатура, планета близка к экологической глобальной. катастрофе (см. Политика, Экология), и тех. и "идеологически" более могущественные земляне оказываются перед дилеммой: "невмешательство"-"прогрессорство "; герои Е., хотя и с оговорками и сомнениями, явно тяготеют к последнему. Тщательно продуманный автором маскирующий антураж - филос.-футурологический, мифол., даже религ. и непривычно (для сов. НФ) эротический (см. Мифология в НФ, Религия, Секс и эротика, Философия), обильно раскиданные по тексту ссылки на "амер. империализм и кит. ревизионизм" не обманули бдительных цензоров (см. Антифашистская НФ, Капитализм, Социализм). Результатом явился запоздалый, но бескомпромиссный запрет на роман, на любое упоминание о нем в печати (возвращение его в б-ки, к читателям состоялось только с нач. "перестройки").
В промежутке между своей гл. утопией и гл. антиутопией Е. выпустил во мн. отношениях экспериментальную (и лишь отчасти удавшуюся) книгу - "Лезвие бритвы. Роман приключений" (фрагм. 1963; сокр. 1963; 1964), интересную, хотя и рискованную попытку создать "книгу для всех" (от массового малообразованного читателя до интеллектуала). На фоне авантюрного сюжета - разгадки тайны древней короны из неизв. металла, найденной на дне океана, гл. герой - врач и психолог Гирин - занят собственным "интеллектуальным детективом": исследует тайники подсознания, человеческую психики в целом, ее связь с тв-вом и генетической памятью (см. Детективная НФ, История в НФ, Мистицизм и оккультизм, Мозг, Психология, Экстрасенсорное восприятие). Не будучи формально НФ, роман органически вписывается в общую канву науч., историко-филос., эстетических концепций Е., развитых в его фантаст. книгах. В этом же контексте воспринимаются и историч. произв. писателя (см. История в НФ): р-з "Афанеор, дочь Ахархеллена" (1960), дилогия - повести "На краю Ойкумены" (1949) и "Путешествие Баурджеда" (1953); объединены в один том - "На краю Ойкумены" (1956; др. - "Великая Дуга"); вместе со "Звездными кораблями" объединена в один том - "На краю Ойкумены. Звездные корабли" (1959); и объемный роман "Таис Афинская" (фрагм. 1972 - "Рок Персеполиса"; сокр. 1972; 1973), в центре к-рого - яркий образ др.-греческой куртизанки (см. Женщины в НФ).
Все худож. произв. Е. включены в два Собр.соч. писателя: в 3-х тт. (1975-76); последний том вышел в 2-х книгах; и в 5-и тт. (1988-89).
Вл.Б., Вл.Г.
Лит.:
Е.Брандис , В.Дмитриевский "Через горы времени. Очерк творчества Ивана Ефремова" (1963).
П.К. Чудинов "Иван Антонович Ефремов" (1987).
|