БРАННЕР (BRUNNER), Джон (Киллиан Хьюстон) (1934-1995).
Англ. прозаик, один из ведущих представителей брит. "Новой Волны". Род. в гр. Оксфордшир, служил в королевских ВВС, работал в разл. фирмах и изд-вах; с 1958 г. - професс. писатель. Печататься начал с 17 лет, писал детективы, реалистическую прозу, поэзию; дебютировал в НФ романом "Галактический шторм" [Galactic Storm] (1951 - под псевд. Джилл Хант). Начиная с 1958 г., Б. активно включился в Движение за ядерное разоружение, позже отразив этот период жизни в автобиогр. романе "Дни марша" [The Days of March] (1988). В последние годы жизни второй раз женился на китаянке Ли Ютан (познакомившись с ней по переписке). Умер от сердечного приступа во время Всемирной конвенции в Глазго (Шотландия).
Обилие в тв-ве Б. трафаретной приключенческой НФ и "космических опер" выгодно оттеняется отдельными серьезными и стилистически виртуозными романами, ставшими классикой жанра и укрепившими репутацию автора как одного из лидеров НФ 1970-х гг. В ранних романах - "Распутница Аргуса" [The Wanton of Argus] (1953 - под псевд. Килиан Хьюстон Браннер; др. - "Ловкач пространства-времени" [The Space Time Juggler], "Алтарь на Асконеле" [The Altar on Asconel] (1965); вместе с р-зом и статьей объединены в сб. "Межзвездная империя" [Interstellar Empire] (1976); "Небесное убежище" [Sanctuary in the Sky] (1960), и др. - Б. не поднялся выше рядовой "космической оперы" с ее обязательными клише: упадком Галактической федерации, варварством на ее периферии, теплящейся надежды на авантюристов-одиночек и мутантов, способных возродить былую мощь цивилизации. Земной колонии на планете Заратустра, покинутой ее обитателями накануне превращения местного светила в сверхновую (см. Астрономия и астрофизика, Звезды, Освоение космоса), посвящена серия романов:
"Мир изгоев" [Castaways' World] (1963; доп. 1974 - "Полимат" [Polymath]),
"Секретный агент Земли" [Secret Agent of Terra] (1962; доп. 1969 - "Мстители Каррига" [Avengers of Karrig]; рус. 1995 - "Мстители Каррига"),
"Циклопщики" [The Repairmen of Cyclops] (1965; испр. 1981);
объединены в одном томе - "Жертвы новой" [Victims of the Nova] (1989).
В романе "Атлантическая гадость" [The Atlantic Abomination] (1960) инопланетное чудовище просыпается после долгого сна на дне океана (тема, особенно продуктивно эксплуатировавшаяся в кинофантастике).
В этот период значительно интереснее представлен Б. - новеллист, его ранние р-зы включены в сб. "Будущего у этого ремесла нет" [No Future in It] (1962); выделяется заглавная новелла (195.; рус.1981; 1981). История последнего человека на Земле, астронавта, вернувшегося домой, когда вся жизнь на планете уничтожена в результате космич. катаклизма, достигает в р-зе "Два на два" (1956) почти библейской патетики (см. Глобальная катастрофа). Герой психол. новеллы "Спаси меня от друзей" (1962) - телепат, просидевший жизнь взаперти (но и в безопасности); совершив побег на свободу, он обнаруживает, что она ему враждебна и дискомфортна (см. Концептуальный переворот, Телепатия). "Задачка для космонавта" (1955) - пример изящной детективной НФ; "Заключение о состоянии лунной поверхности" (1960; рус. 1983; др. - "Отчет о природе лунной поверхности") - острая сатира на темы экологии и методов науч. дискуссии ("доказывающей", что Луна сделана из зеленого сыра); "Очень богата" (1963) - образец совр. "готики", мрачная история богатой женщины, пытающейся "оживить" мертвого возлюбленного (см. Бессмертие, Готический роман, Женщины в НФ).
Тв-во Б. выходит на нов. уровень с публикацией романа "Цельный человек" [The Whole Man] (1958-59; 1964; др. - "Телепат" [Telepathist]); его герой, искалеченный соц. изгой, обладающий способностью к телепатии, преодолевает отчуждение и находит себе место в об-ве, изобретая нов. форму искусства - "ментальные концерты" (см. Психология, Экстрасенсорное восприятие). Тайнам психики посвящен и роман "Зыбучий песок" [Quicksand] (1967), в к-ром пациенткой героя-психиатра становится беглянка из будущего-антиутопии (см. Путешествия во времени, Психология).
Во 2-й пол. 1960-х гг. Б. все больше концентрирует внимание на соц. проблемах. В виртуозно "разыгранной" притче-игре, вызывающей аналогии с Л.Кэрроллом , - романе "Квадраты шахматного города" [The Squares of the City] (1965; рус. 1984) - вымышленная лат.-амер. страна превращена в тоталитарную антиутопию с помощью подсознательного внушения ее гражданам чувства "лояльности" (через обычную телесеть). Шахматы в этом об-ве претендуют на роль идеологии и гос. религии, и все персонажи, включая гл. героя, сами того не зная, своими поступками повторяют ход реальной шахматной партии 1892 г., разыгрываемой диктатором и его политич. противником (см. Город, Политика, Спорт и досуг). Астроархеологи в романе "Полный закат" [Total Eclipse] (1974) изучают мертвые цивилизации; пример вымерших разумных китообразных с далекой планеты наводит на неприятные аналогии с Землей (см. Внеземная жизнь, Зоология фантастическая). В "черной комедии" об Америке близкого будущего, "Зазубренная орбита" [The Jugged Orbit] (1969; Брит. премия НФ-71), разгул преступности привел к тому, что все граждане постоянно вооружены с ног до головы, а каждый дом буквально превращен в крепость (см. Криминология); в позднем романе "Дети грома" [Children of Thunder] (1989) Б. пишет о росте преступности среди подростков, на сей раз в Англии 1990-х гг., без тени юмора. Др. значительные романы этого периода: "Двоись, двоись" [Double Double] (1969) и "Драматурги с Йана" [The Dramaturges of Yan] (1971) (см. Искусство).
Славу и целый урожай премий (в США, Великобритании, Франции) принес Б. экспериментальный авангардистский роман-коллаж "Остановка на Занзибаре" [Stand on Zanzibar] (1968; "Хьюго"-69; Брит. премия НФ-70). Это беспрецедентная по объему (к тому времени - самый длинный НФ роман) и прихотливая мозаика перенаселенного, взрывоопасного мира близкого будущего, его нравов, социологии и политики (см. Демография); четыре независимых плана, каждый из к-рых может считаться самостоятельной сюжетной линией и читаться по отдельности, умело организованы в один из самых ярких "футурологических" романов совр. НФ (см. Футурология). Лит. технику Б. позаимствовал у амер. писателя и поэта Джона Дос Пассоса, а основные идеи (в частности, "глобальной деревни") - у канад. социолога Маршалла Маклюэна; применив их впервые в жанре НФ, Б. создал своего рода эталон "высоколит. фантастики", во многом стимулировав эксперименты своих коллег из "Новой Волны ". Двумя др. "створками" апокалипсического триптиха Б. стали романы - "Воззрели агнцы горе" [The Sheep Look Up] (1972), "Оседлавший волну шока" [The Shockwave Rider] (1975) (парафраз названия знаменитой книги Э.Тоффлера "Футуршок"); в первом впечатляюще изображен экологический конец света (см Экология), во втором - информационная антиутопия, в к-рой личность становится рабом средств массовой информации и компьютерных банков данных (см. Кибернетика, Коммуникации).
Эта трилогия пока остается вершиной тв-ва Б. Из последних произв. можно отметить цикл новелл "Тигель времени" [A Crucible of Time] (1983), рассказывающих о становлении инопланетной цивилизации, от ранних науч. открытий до технол. зрелости; иной мир, со своей экологией и историей, исследован автором с тщательностью и фантазией, достойными Ф.Херберта или Д.Блиша . Также вызвали интерес роман "Лабиринт звезд" [A Maze of Stars](1991) и повесть "Дело об ухе художника" [A Case of Painter's Ear](1987 - в ант.; 1991).
Нов. р-зы Б. представлены в сб.: "Вон из моего мозга" [Out of My Mind] (1967), "Не перед временем" [Not Before Time] (1968), "Лучшее Джона Браннера" [The Best of John Brunner] (1988) и др. Р-з "Иуда" (1967; рус. 1988; 1990) - трагическая история "богоборца" в будущем, где люди буквально поклоняются Машине (см. Религия); "Отчёт No.2 Всегалактического Объединения Потребителей: двухламповый автоматический исполнитель желаний" (1966; рус.1982) - сатирическое руководство для будущих покупателей.
На рус.яз. переведены также:
"Бессердечный безумец" (1970; рус. 1988),
"Бюллетень фактов No.6" (1965; рус.1971; др. - "Преступление Мервина Грея"),
"Вас никто не убивал" (1965; рус.1992),
"Затруднения с кредитом" (1985; рус. 1990),
"Легкий выход" (19.; рус.1992).
Редкие примеры фэнтези в тв-ве Б. ограничиваются романами - "Брат драконам, приятель совам" [Brother to Dragons, Companion to Owls] (1985), "Кричащие тени [The Gaudy Shadows] (1960; доп. 1970), а также циклом р-зов "Путешественник в черном" [The Traveller in Black] (1971;доп. 1986 - "Все о Путешественнике в черном" [The Compleat Traveller in Black]).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Порог Вечности" [Threshold of Eternity] (1959).
"Сотое тысячелетие" [The Hundredth Millennium] (1959; доп. 1968 - "Поймай упавшую звезду" [Catch a Falling Star]; рус.1991 - "Поймай падающую звезду").
"Грань" [The Brink] (1959).
"Эхо в черепе" [Echo in the Scull] (1959; др. - "Предупредить мир" [Give Warning to the World]).
"Менялы миров" [The World Swappers] (1959; рус. 1993 - "Планета в подарок").
"Небесники" [The Skynappers] (1960).
"Работорговцы космоса" [Slavers of Space] (1960; др. - "В рабскую туманность" [Into the Slave Nebula]; рус. 1992).
"Я говорю от имени Земли" [I Speak for Earth] (1961 - под псевд. Кит Вудкотт).
"Встреча в бесконечности" [Meeting at Infinity] (1961).
"Лестница в небо" [The Ladder in the Sky] (1962 - под псевд. Кит Вудкотт).
"Сверхварвары" [The Super Barbarians] (1962).
"Времена без числа" [Times Without Number] (1962; рус. 1995).
"Ритуалы Охе" [The Rites of Ohe] (1963).
"Астронавтам садиться запрещено" [The Astronauts Must Not Land] (1963; испр. 1973 - "На небе есть такие чудеса" [More Things in Heaven]).
"Спящая Земля" [The Dreaming Earth] (1963; рус. 1995 - "Земля видит сны").
"Слушайте! Звезды!" [Listen! The Stars!] (1963; испр. 1972 - "Сбрасывающие звезды" [The Stardroppers]).
"Пси-угроза" [The Psionic Menace] (1963 - под псевд. Кит Вудкотт).
"Бесконечная тень" [Endless Shadow] (1964; испр. 1982 - "Тень человека" [Manshape]).
"Завоевать хаос" [To Conquer Chaos] (1964; испр. 1981).
"День звездных городов" [Day of the Star Cities] (1965; испр. 1973 - "Век чудес" [Age of Miracles]).
"Загадка с Танталуса" [Enigma from Tantalus] (1965).
"Долгий результат" [The Long Result] (1965).
"Марсианский сфинкс" [The Martian Sphinx] (1965 - под псевд. Кит Вудкотт).
Сб. "Теперь тогда!" [Now Then!] (1965).
"Ваша собственная планета" [A Planet of Your Own] (1966).
Сб. "Никаких иных богов, кроме меня" [No Other Gods But Me] (1966).
"Рожденный под властью Марса" [Born Under Mars] (1966, 1967; рус. 1993).
"Постановки времени" [The Productions of Time] (1967; рус.1992).
"Планета-бедлам" [Bedlam Planet] (1968).
"Отец лжи" [Father of Lies] (1962; 1968).
"Совок времени" [Timescoop] (1969).
"Зло, творимое людьми" [The Evil That Men Do] (1966; 1969).
"Неправильный конец времени" [The Wrong End of Time] (1971).
Сб. "Вход куда-угодно" [Entry to Elsewhen] (1972).
Сб. "Считая от этого дня" [From This Day Forward] (1972).
Сб. "Прыжок во времени" [Time-Jump] (1973).
"Камень, который так и не упал" [The Stone That Never Came Down] (1973).
"Паутина отовсюду" [Web of Everywhere] (1974).
"Игроки на игре народов" [Players at the Game of People] (1980).
"Инфинитив от слова "идти" [The Infinitive of Go] (1980).
"Пока есть надежда" [While There's Hope] (1982).
"Приливы времени" [The Tides of Time] (1984).
"Клавиша "Загл." [The Shift Key] (1987).
Лит.:
"The Happening Worlds of John Brunner; Critical Explanations in Science Fiction" (ed. by Joseph W.DeBolt) (1975).
Дополнительные материалы
|