Энциклопедия фантастики scifi.spb.ru
Указатель    /    Предисловие    /    Авторы    /    Сокращения    /    Избранное    /    Публикация    /    О проекте    /    Контакты    



Алфавитный список авторов / критиков

ЭЛЛИСОН (ELLISON), Харлан

(Джей) (р.1934).

Амер. прозаик и сценарист, известный также произв. др. жанров, один из самых ярких представителей "Новой Волны" в НФ США. Род. в Кливленде (шт. Огайо), учился в Ун-те шт. Огайо в Коламбусе, к-рый был вынужден покинуть из-за конфликта с преподавателями, служил в армии, попал под трибунал, после демобилизации работал ред. журн. "Рог" (The Rogue Magazine) и основал изд-во "Ридженси букс" (Regency Books); с 1954 г. - професс. писатель и сценарист (в осн., работал на телевидении). Первая НФ публикация - "Светляк" (1956). Вице-президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1964-66). Живет в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния). Автобиогр. - "Записки из чистилища: два путешествия нашего времени" [Memos from Purgatory: Two Journeys of Our Times] (1961).

Имя Э. тесно связано с зарождением и (временным) триумфом амер. "Новой Волны ", лучшие образцы к-рой он сам и представил в знаменитой серии объемных, субъективно подобранных, но безусловно "взрывообразных", ант. - "Опасные видения" [Dangerous Visions] (1967); переизд. в 3-х тт. (1969); "Снова опасные видения" [Again, Dangerous Visions] (1972); также переизд. в 2-х тт. (1973); заключительный том - "Последние опасные видения" [The Last Dangerous Visions] - был заявлен в сер. 1970-х гг., но спустя 20 лет так и не нашел издателя. Собственное тв-во Э., ограниченное почти исключительно произв. короткой формы, представяляет собой уникальную смесь "твердой" (естественнонаучной), "мягкой" (гуманитарной), абсурдистской, сатирической и всевозможных др. разновидностей НФ; вместе с подобной разносторонностью интересов Э. один из немн. в амер. НФ обладает собственным писательским "голосом", к-рый трудно спутать с чьим-либо еще.


Как правило, его отличает отточенное лит. мастерство, редкая в жанре НФ психол. обрисовка характеров; мн. р-зы писателя заведомо нацелены на шок и эпатаж, Э. настроен агрессивно не только по отношению к окружающему миру (см. Оптимизм и пессимизм), но при случае безжалостно расправляется с очередным неписанным табу или традицией жанра НФ (впрочем, это "бунтарство" имеет свои границы, что подтверждается рекордным числом высших премий, редко присуждаемых слишком вызывающим работам).

Большинство НФ р-зов Э. сосредоточено в сб. - "Прикосновение бесконечности" [A Touch of Infinity] (1960), "Страна чудес Эллисона" [Ellison Wonderland] (1962; др. - "Землянин, убирайся домой" [Earthman, Go Home]; испр. 1974; испр. 1984), "Бог боли и другие заблуждения" [Paingod and Other Delusions] (1965; доп. 1975), "У меня нет рта, а я должен кричать" [I Have No Mouth & I Must Scream] (1967; испр. 1983); два последних объединены в один том - "Фантазии Харлана Эллисона" [The Fantasies of Harlan Ellison] (1979); "Из Страны Ужаса" [From the Land of Fear] (1967), "Любовь - это не что иное, как "секс", написанный с ошибками" [Love Ain't Nothing but Sex Misspelled] (1968; испр. 1976), "Чудовище, взывающее к любви в самом сердце мира" [The Beast That Shouted Love at the Heart of the World] (1969; сокр. 1976), "За гранью: рассказы невесть откуда" [Over the Edge: Stories from Somewhere Else] (1970), "Один против завтра: рассказы отчуждения в научной фантастике" [Alone Against Tomorrow: Stories of Alienation in Speculative Fiction] (1971); последний сб. переизд. также в 2-х тт. - "Все звуки страха" [All the Sounds of Fear] (1973) и "Время глаза" [The Time of Eye] (1974), "Приближение к забвению: дорожные знаки на топчаке по направлению к завтра" [Approaching Oblivion; Road Signs on the Treadmill toward Tomorrow] (1974), "Рассказы птицы смерти: пантеон современных богов" [Deathbird Stories; A Pantheon of Modern Gods] (1975; испр. 1984; Брит. премия НФ-79), "Ни окон, ни дверей" [No Doors, No Windows] (1975), "Странное вино" [Strange Wine] (1978), "День вдребезги" [Shatterday] (1980), "Бродя средь кошмаров" [Stalking the Nightmare] (1982), "Эллисон по существу: 35-летняя ретроспектива" [The Essential Ellison: A 35-Year Perspective] (1987), "Злая Кэнди" [Angry Candy] (1988; Всемирная премия фэнтези-89). Сб. - "У меня нет рта, а я должен кричать", "Рассказы птицы смерти", "День вдребезги" - объединены в один том, сб. "Сны с острыми зубами" [Dreams with Sharp Teeth] (1991).

В мрачной поэтичной притче "Покорись, Арлекин" - приказал Часовщик" (1965; "Хьюго"-66; "Небьюла"-65; рус. 1990 - "Покайся, Арлекин") дело происходит в тоталитарной автоматизированной антиутопии порядка и здравого смысла, в буквальном смысле "заведенной как часы" (см. Автоматизация).
Одним из самых ярких произв., показывающих бесчеловечность ядерной войны, является р-з "У меня нет рта, а я должен кричать" (1967; "Хьюго"-68; рус. 1990; др. - "У меня нет рта, но я должен кричать", "У меня нет рта, чтобы кричать"); кошмарный пост-атомный мир после. катастрофы, ставший ареной соперничества мародерствующих молодежных банд, в к-ром герой легко жертвует своей девушкой, чтобы накормить ею "друга" - пса-телепата (см. Дети, Зоология фантастическая, Криминология, Секс и эротика, Телепатия), изображен в повести "Парень и пес" (1969; "Небьюла"-69; рус. 1990 - "Парень и его пес"); экранизирована (см. "Парень и пес"). Герой р-за "Джеффти исполнилось пять" (1977; "Хьюго"-78; "Небьюла"-77; Брит. премия фэнтези-78) - оставшийся навечно пятилетним мальчик (см. Бессмертие, Дети, Психология); сексуальные отношения между человеком и машиной (см. Секс и эротика) изображены в р-зах "Красотка Мэгги Глазки-Денежки" (1967) и "Человек-кошка" (1967), а автомобиль, как исчадие современного Ада, - в "Местных достопримечательностях" (1969); экзотическим богам и демонам посвящена короткая повесть "Птица смерти" (1973; "Хьюго"-74) и др. произв. из сб. "Рассказы птицы смерти". Также выделяются: р-з "Зверь, что кричит о любви в самом сердце мира" (1968; "Хьюго"-69) и короткие повести - "Плывя от островов Лангерхан, на 38°54' северной широты и 77°00'13'' западной долготы" (1974; "Хьюго"-75), "Паладин потерянного часа" (1985; "Хьюго"-86), "Джинн, воды не надо!" (1982; "Локус"-83). На рус. яз. переведены р-зы: "Пылающее небо" (19..; рус.1991), "Разбиться стеклянным гоблином" (19..; рус.1991), "Солдат" (19..; рус.1991), "Спасательный бункер" (19..; рус.1991), "Требуется в хирургии" (19..; рус.1991); в соавт. с Г.Слизаром - "Единственная возможность" (19..; рус.1987) и "Зелёный гость" (19..; рус.1989); в соавт. с Р.Блохом - "Игрушка для Джульетты" (19..; рус.1991).

Среди др. произв. Э. - ранний (и малоинтересный) НФ роман "Человек с девятью жизнями" [The Man with Nine Lives] (1960); в соавт. с Э.Брайантом написана новеллизация сценария (так и не поставленного) НФ фильма - "Феникс без пепла" [Phoenix without Ashes] (1975). Больших успехов добился Э. в написании сценариев к эпизодам поп. телесериалов - "Внешние рубежи" (The Outer Limits) и "Звездный рейс ", др. (нефантаст.) телефильмам. Критические и публицистические выступления писателя составили сб. статей - "Бессонные ночи на прокрустовом ложе" [Sleepless Nights in the Procrustean Bed] (1984).

Вл.Г.

Лит.:
George E.Slusser
"Harlan Ellison: Unrepentant Harlequin" (1977).
"The Book of Ellison" (ed. by Andrew Porter) (1979).



Дополнительные материалы

Х. Эллисон. Библиография (О. Колесников, 1991)







Главный редактор энциклопедии - Вл. Гаков. Изображения книг - из библиотеки О. Колесникова.
При использовании материалов энциклопедии ссылка на scifi.spb.ru обязательна!
e-mail: in@scifi.spb.ru