ЭКО (ECO), Умберто (р.1932).
Видный итал. прозаик и ученый - историк, философ и искусствовед-структуралист. Род. в Турине, окончил Туринский ун-т искусств, работал на телевидении, обозревателем в крупнейшей газ. "Эспрессо" (L'Espresso), преподавал эстетику и теорию архитектуры в ун-тах Турина, Милана и Флоренции, завоевав широкую известность работами по истории Средневековья, искусствоведению и семиотике. Живет в Милане.
Феноменальный успех вызвал первый роман Э. - "Имя розы" [Il Nome della Rosa] (1980; рус. сокр. 1988; доп. 1989), не менее успешно экранизированный; причудливая и филигранно стилизованная смесь историч. романа, детектива, игры лит. и культурными ассоциациами, филос. притчи и мистификации (в духе Х.Борхеса) немедленно стала мировым бестселлером, породила шумную полемику и привлекла всеобщее внимание к автору, разработавшему целую теорию "увлекательной лит-ры" (блестяще подтвержденную его собственным дебютом). Формально никак не относящийся к НФ (сюжетно это история расследования серии загадочных убийств в ср.-век. монастыре, обладающим уникальной для своего времени б-кой, спрятанной в лабиринте), роман своим исследовательским пафосом, увлеченностью идеями (а не образами и типичными ситуациями, как в "нефантаст." бытописательской прозе), а также общим скептицизмом по отношении к "реальности" и "абсолютной истине" (см. Концептуальный переворот, Наука, Религия) оказал огромное влияние на развитие совр. интеллектуальной НФ. Еще ближе к ней второй роман Э. - "Маятник Фуко" [Il Pendolo di Foucault] (1988), в к-ром группа итал. интеллектуалов, обескураженных глупостью тех книг по мистицизму и оккультизму, к-рые они вынуждены публиковать для заработка, решают разработать собственную теорию "тайного заговора", будто бы определяющего ход истории (см. История в НФ, Ученые).
Вл.Г.
|