В кн. Д.Мэй "Изгнанники в плиоцен" М., Армада, 1995 ВЛ. ГАКОВ МНОГОЦВЕТНАЯ ФАНТАСТИКА ДЖУЛИАН МЭЙ Часто первая фраза оказывается решающей: либо - все дела побоку, и книга проглочена в один присест, либо... Как гова- ривалось в одной старой рецензии, писанной еще в начале века в отечественном художественном журнале "Аполлон": "последуй далее хоть пятое Евангелие, читателя все равно уже никакой си- лой не заставишь продвинуться хоть на страницу"! В особенности, если речь идет о научной фантастике. Сто- ит только автору на самой первой странице заявить о том, что гигантский звездолет вывалился из нуль-гипер-супер-и-прочего- -подпространства аккурат в окрестностях белого (голубого, зе- леного, красного, серого в крапинку - раскрасьте по вкусу) со- лнца, - и отлетает всякая охота читать дальше. Сколько их уже повываливалось на страницы читанной фантастики и - ничего! Штампы, годами заезженные приемы, убогость фантазии, не расц- веченной решительно никакими красками... Сразу же спешу успокоить читателя: книга, которую он то- лько что раскрыл, как раз представляет собой приятное исклю- чение. И хотя первые абзацы настраивают на тот самый привыч- ный лад, над коим я позволил себе поиронизировать ("В подтве- рждение того, что все действительно происходит на грани смер- ти, огромный Корабль входил в нормальное пространство с томи- тельной медлительностью"... и т.д.), - дальше сюжет решитель- но сорвется с накатанной колеи. И читателей, истосковавшихся по многотомным фантастическим "сагам" с лихо закрученной инт- ригой, яркими романтическими героями и захватывающими дух ма- сштабами, - ждет такое!.. Фантастика "вкусная", изобретатель- ная, многоцветная - как и юная Земля миллионы лет назад, ста- вшая ареной событий "длиною" в четыре толстых тома, на кото- рые растянулась эпопея американской писательницы Джулиан Мэй. Изгнанники со звезд, волею судеб оказавшиеся на нашей планете, к тому времени населенной лишь отдаленными родствен- никами будущего homo sapiens - человекообразными обезьянами, - вероятно, не ожидали в скором времени встретить их обретших разум потомков. Мало того, что среди инопланетной колонии об- разовались две "фракции"-расы, вступившие в непримиримую вой- ну между собой; а тут еще сваливаются как снег на голову або- ригены из далекого будущего - как выяснится, тоже изгнанники, но добровольные! Социальные аутсайдеры, неудачники и чудаки, которым неуютно в "райском" технологическом 22 веке - времени расцвета Галактического Сообщества (наступившего, правда, по- сле глухо упоминаемого Вторжения инопланетных "прогрессоров"), совместной созидательной деятельности представителей различ- ных разумных рас. Времени, казалось бы, неограниченных возмо- жностей для каждого - в том числе, долгожданной "отмены" ста- рости и самой смерти... Они ж, мятежные, ищут бури: выхода атавистических инсти- нктов, настоящих приключений - вместо тех, что в избытке ра- зыгрываются (хотя бы и в реальных исторических декорациях) для праздных туристов роботами. Подвигов. Самоутверждения. Стоило только ученому-физику открыть способ путешествий во времени - однако строго в один конец, - как добровольные из- гои целыми группами отправляются туда, на просыпающуюся Землю, навстречу неведомым реальным опасностям и сюрпризам. И находят их в избытке - иначе б не проглотить вам запо- ем все четыре тома кряду (а я смело это гарантирую!). Все будет в этой длиннющей, растянутой на тысячи страниц, книге. Интересные и смелые по мысли мозаичные фрагменты буду- щего Галактического Содружества и совсем уж необычные предс- тавители инопланетных рас, враждующих не первобытной Земле. Фантастические генетика и парапсихология в сочетании с мифо- логией, историей, философией, географией, геологией, теологи- ей и астрофизикой - для любителей "основательной" научной фа- нтастики в духе эпопей "Основание" Азимова или "Дюна" Хербер- та. Любовные драмы, волшебные амулеты и откровенно смахиваю- щие на магию ментальные способности инопланетян (вкупе с неу- старевающими даже в фантастике поединками на старомодных кли- нках разной степени длины и убойной силы) - для поклонников "героической фэнтези". Карты, генеалогии и целая россыпь эк- зотически звучащих на слух имен и терминов - для тех и других. Наконец, десятки, если не сотни ярких, запоминающихся образов героев (каждый - со своей психологией и судьбой) - для ищущих и в научной фантастике просто хорошую литературу. А надо всеми героями и перипетиями - умело организующий их автор-режиссер, не только не теряющий контроля над распол- зающимся, как тесто в горшке, сюжетом, но и, как выяснится ближе к финалу тетралогии, подумывающий о новой серии романов. Органически связанных с "Сагой об исходе в плиоцен", однако на сей раз обращенных в далекое будущее. Я, разумеется, далек от мысли убивать столь чудесный за- мысел пересказом сюжета - да и физически это задача невыпол- нимая. Читайте, наслаждайтесь сами. Никаких серьезных дел на ближайшую неделю планировать не советую... Пока же, мне каже- тся, пора ближе познакомиться с автором этой замысловатой ко- нструкции, распутывать все узелки и заморочки которой, наде- юсь, доставит удовольствие самому взыскательному ценителю. Итак, Джулиан Мэй. Имя, нашим фэнам практически не изве- стное. Если же добавить, что и в мире американской фантастики о нем по-настоящему узнали только спустя три десятилетия пос- ле выхода первого рассказа писательницы, - то ситуация выгля- дит и вправду интригующей донельзя. Впрочем, и утверждать, что Джулиан Мэй все эти три деся- тилетия пребывала в абсолютной безвестности, было бы неверно. Родилась она в 1931 году в Чикаго. Там же, в Иллинойсе, окончила местный колледж Розари, а в 1953 году вышла замуж за известного критика, библиографа и издателя научной фантастики Теда Дикти, с которым прожила все последующие годы (Дикти ско- нчался совсем недавно, в 1991-м), приняв участие в большинст- ве его издательских проектов. Так что первая ипостась также многоцветной биографии Джулиан Мэй - редактор и издатель. Затем она попробовала силы в активном фэндоме. Так назы- вают фэнов, которые не просто проводят дни и ночи напролет за чтением любимых книг, но и еще развивают кипучую деятельность (благо Америка предоставляет таким неограниченный "оператив- ный простор"): устраивают конвенции, издают любительские не- коммерческие журнальчики-фэнзины, составляют библиографии и обмениваются фантастическими раритетами... Фэны со стажем, ра- зумеется, помнят, что председателем Оргкомитета памятной Все- мирной Конвенции 1952 года в Чикаго (названной по случаю Чи- коном-II) была молоденькая местная активистка по имени Джули- ан Мэй. А почему памятной? Да ведь именно на ту Конвенцию по- четным гостем был приглашен человек-легенда американского фэ- ндома - создатель первого научно-фантастического журнала Хью- го Гернсбек. И то ли благодаря прозрению двадцатилетней Мэй, то ли - живому присутствию в зале Гернсбека, но - свершилось: собравшиеся в Чикаго фэны решили отныне на Всемирных Конвен- циях присуждать ежегодные премии. Назвав их именем... сами догадаетесь, чьим? Так что и история американского фэндома с благодарностью хранит имя Джулиан Мэй. Что же касается собственно литературной деятельности, то стартовала Мэй на удивление рано: длинный рассказ-дебют (или небольшая повесть - это как считать) "На роликах по дюнам" был опубликован в журнале "Эстаундинг сайнс фикшн" в 1951 го- ду, а впоследствии даже экранизирован на телевидении. Однако, в целом сфера литературных интересов писательницы лежала вне научной фантастики. Выпустив в 1960 году еще один фантастиче- ский рассказ, "Звезда удивления", она полностью переключилась на популярные книжки для детей, издав их (часто под псевдони- мами) общим числом поистине "азимовским" - 290! Наверное, по- двиг ее на такой титанический труд собственный родительский опыт: Мэй, последние годы проживающая в Мерсер-Айленде, мале- ньком населенном пункте в штате Вашингтон, как-никак, а вос- питала двоих сыновей и дочь... Читатели же научной фантастики, как я уже отметил, о Мэй-писательнице ничего не слышали почти три долгих десятилетия. Пока не наступил 1980 год. Одной из лучших книг которого стал роман Мэй "Многоцветная земля"; хотя он и не принес ав- тору желанных премий - "Хьюго" и "Небьюлы", в оба списка но- минаций был включен по праву. То, что должны последовать неи- збежные продолжения, умудренный опытом читатель мог догадать- ся и без авторского уведомления на последних страницах книги... Грандиозность всего замысла открылась критикам и читате- лям после выхода следующих томов "Саги о добровольных изгнан- никах" - "Золотой торквес"(1982), "Нерожденный король" (1983), "Соперник" (1984). В 1982-84 годах книги тетралогии были пе- реизданы попарно в 2-х томах, и тогда же Мэй дописала еще один том, на сей раз - не беллетристический, а "научно-попу- лярный" - "Путеводитель по Плиоцену" (1984). Что ж, ее бога- тый деталями и персонажами, во всех отношениях колоритный мир настолько разроссся в литературном пространстве-времени, что настоятельно потребовал создания путеводителя! Сама писательница без ложной скромности комментирует гла- вное свое творение так: "Мои книги всецело принадлежат к тра- диции классического "литературного" (в смысле общей культуры и грамотности) триллера. Сюжет их тонко организован вокруг су- деб многих персонажей, участников событий в "истории будущего" или "истории прошлого". Несмотря на часто фэнтезийный антураж, все эти книги относятся к научной фантастике, а не героичес- кой фэнтези. Четыре тома Саги о плиоцене фактически образуют один гигантский том, стилистически витиеватый, пышный, но та- кже с элементами юмора и мелодрамы". Конечно, подобное - по правилам - следовало бы изрекать не автору, а рецензенту или критику, но... как раз в данном случае мне решительно нечего возразить! А вот и комментарий профессионального критика (речь идет об одном из героев, с которым вы встретитесь во втором томе): "Нерожденный король Эйкен Драм - не просто умница со сверхс- пособностями, намного превосходящими все, чем обладают обык- новенные люди; это еще и многоликий мерзавец (слово scamp в английском языке означает также "бездельник". - Вл.Г.), в ко- тором есть что-то от тривиального "трудного подростка", но чем-то он напоминает и Тиля Уленшпигеля... и вызывает парал- лели с персонажами шотландского фольклора, с друидами и т.п. Отпетые злодеи и ангельски беспорочные герои - вообще нетипи- чны для Мэй". Как не встретишь в ее книгах столь безапелляционного се- годня в американской фантастике феминизма; ее женские персо- нажи, хотя и мало напоминают романтических инженю, все же в большинстве своем остаются женщинами, а не мужчинами со зна- ком плюс! Как неожидан - для постоянного и долголетнего чита- теля этой литературы - подчеркнутый интернационализм ее Гала- ктического Содружества. В него входят планеты, заселенные ко- лонистами из Франции, Скандинавии, представителями других зе- мных культур и народов (кстати, само слово "Содружество" Мэй упрямо пишет по-французски - Milieu, что переводится также и как "среда", "область распространения")... Последнее не стоит преувеличивать: все-таки, Джулиан Мэй - не Урсула Ле Гуин, но для американской science fiction, давно и без тени сомнения раскрашивающей будущую звездную цивилизацию в привычный "зве- здно-полосатый" колер, - и это немало. Может быть, не присутствуй в ее романах это самое много- цветие, неоднозначность - и стоять бы "саге" Джулиан Мэй лишь равной в ряду других многочисленных тетра-, пента-... и бог еще знает скольких "логий"! Следующий хронологически роман, "Интервенция" (1987), - это своего рода мостик между "Сагой об изгнанниках в плиоцен" и новой серией, где действие развертывается уже в будущем, на звездных пространствах Галактического Содружества. Две трети новой трилогии уже написаны - это романы "Джек Бестелесный" (1992) и "Бриллиантовая маска" (1994), а на подходе - третий, завершающий. И если в результате весь многолетний труд Джули- ан Мэй останется без награды - со стороны американского фэн- дома, на мой взгляд, это будет форменным свинством! Как ни относись к подобным многосерийным сагам - а кто их только в последнее десятилетие не пишет: Брэдли, Черри, Роберсон, Лэки, если говорить об одних дамах фантастики!.. - но творение Мэй, безусловно, выделяется даже на фоне этих славных имен. Справедливости ради, следует хотя бы вкратце упомянуть и другие книги, написанные автором "Саги об изгнании в плиоцен" (разумеется, не те 290 детских - одно перечисление их заняло бы добрый десяток страниц!). Вместе с двумя заслуженными "бабушками американской фэн- тези", Мэрион Зиммер Брэдли и Андре Нортон, Мэй сочинила кол- лективный роман "Черный Триллиум" (1990) - на сей раз это де- йствительно чистой воды фэнтези, без дураков! Чуть позже Нор- тон продолжила серию сольным "Кровавым Триллиумом" (1992); третий роман - "Небесный Триллиум", написанный в одиночку те- переь уже "очередницей" Мэй, был сначала заявлен на 1993 год, потом перенесен на следующий, а затем снова отложен... Причи- на задержки - диктат издателей, заставивших писательницу сро- чно дописать завершение трилогии о Галактическом Содружестве. Это к вопросу об "их" свободе творчества... Зная нравы амери- канского книжного рынка, не сомневаюсь, что серия на том не закончится. Для библиографов сообщу еще, что под псевдонимом Ли Фалконер Джулиан Мэй выпустила книгу под названием "Газета Гиборийского мира Конана" (1977), посвященную, как догадался искушенный читатель, одному известному герою фэнтези. И нако- нец, под псевдонимом Йэн Торп - ряд новеллизаций популярных фантастических кинолент: "Франкенштейн", "Дракула", "Человек- -волк", "Мумия", "Франкенштейн встречает человека-волка", "Существо из Черной лагуны", "Капля", "Смертоносный богомол", "Это пришло из космоса"... По стандартам американской фантастики - не столь впечат- ляющий результат. Количественно... Но если говорить о качест- ве, то одна "Сага" вывела писательницу в первые ряды америка- нской научной фантастики 1980-х. И, кажется, Джулиан Мэй вов- се не склонна почить на лаврах - а наоборот, только расписы- вается! И ваше знакомство с ее яркой, расцвеченной в тысячи красок, фантастикой, можно уверенно прогнозировать, - только начинается.